Максимова: Единый «налоговый патент» для ЛПХ поможет фермерам развивать хозяйства
Законопроект-результат совместной работы фермеров, экспертов АККОР и депутатов, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы, предоставит владельцам личных подсобных хозяйств право в случае необходимости купить «налоговый патент» на срок от месяца до года; эти нормы откроют доступ для фермеров к мерам господдержки, снизят налоговую нагрузку на малый бизнес, а также позволят реализовать молочную, мясную и растительную продукцию на прилавках магазинов и торговых сетей.
Проект поправок в Налоговый кодекс – результат совместной работы фермеров, экспертов АККОР и депутатов - был внесен в Госдуму в июне 2018 года, сейчас он активно обсуждается в регионах. Документ предлагает дать возможность применять патентную схему налогообложения не только в молочном, но и мясном животноводстве и растениеводстве. По замыслу авторов документа – группы депутатов фракции «Единой России» - эти меры помогут развитию малого сельского предпринимательства, откроют для фермеров доступ к мерам господдержки и снизят налоговую нагрузку на них, позволят реализовать молочную, мясную и растительную продукцию на прилавках магазинов и торговых сетей, а также увеличат доходы жителей отдаленных территорий и помогут наполнять местные бюджеты. При этом регионы сами, исходя из своей специфики сельского хозяйства, смогут формировать единый патент, объединяя виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства.
По словам одного из авторов документа, члена комитета Госдумы по аграрной политике Светланы Максимовой, патентная система станет оптимальным решением для тех фермеров, которые сегодня боятся регистрировать ИП из-за бюрократических препон, но задумываются о развитии своего хозяйства или пытаются найти решение вопроса сбыта продукции.
- Светлана Викторовна, то есть переход на патентную систему налогообложения не станет обязанностью владельцев ЛПХ? Этот вопрос сейчас волнует всех.
- Ни в коем случае. В законопроекте прописан принцип добровольности. Это важно понять тем, кто впадает в заблуждение при трактовке законопроекта и думает, что поголовно все владельцы ЛПХ будут обязаны покупать патенты. Совсем нет. Им дается право, - я подчеркиваю, - право в случае, если они видят для себя такую необходимость, кто желанию купить патент.
- Вы сами фермер с 12-летним стажем, с этой позиции оцените, что даст патент фермерам?
- Перед владельцами ЛПХ встает вопрос сбыта продукции и развития. Поэтому мы и задумались, как людям облегчить жизнь.
Например, патент станет возможностью легализоваться тем, кто сейчас по сути ведет предпринимательскую деятельность и заинтересован в развитии своего бизнеса, но из-за бюрократических сложностей предпочитает не регистрировать ИП, а оставаться в «серой» зоне, вне правового поля. Как мне говорят избиратели на приемах, для них регистрация ИП – не всегда выход, потому что многие живут в отдаленных территориях, и количество бумаг и долгое оформление, а также предстоящие налоговые проверки становится причиной оставить все, «как есть». Люди говорят, что готовы развивать свое хозяйство, но вот если бы этот процесс мы им облегчили…
Переход на патентную систему разрешит эту ситуацию и позволит таким фермерам получить федеральный грант для фермеров, начинающих фермеров, для семейных ферм, получить льготный кредит, погектарную поддержку. О крайне необходимости получить доступ к этим ресурсам говорят те, кто занимается животноводством, молочным животноводством, кто имеет бизнес круглогодичный.
Если мы говорим о людях, которые занимаются, к примеру, пчелами, выращивают перепелов, сажают клубнику (у нас в стране, кстати, этими видами деятельности начинают заниматься многие, выходя на пенсию), они получают возможность взять сезонный патент (это очень важная опция, учитывая сезонный характер многих видов сельскохозяйственной деятельности). И затем наравне со всеми получить возможность реализации излишков продукции, урожая в магазинах, торговых сетях, которые готовы предоставлять площади для фермеров, в том числе, бесплатные, но работают только с ИП.
Кроме того, патент кроме выбора срока действия – это простой и понятный расчет, освобождение от предоставления налоговых деклараций, экономия на наемных бухгалтерских услугах.
- Вы вице-президент АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), что о законопроекте говорят в организации?
- Мы очень много говорили об этих нормах в АККОРе, фермеры мелкие просили ввести такую систему. Например, те, кто занимается виноградом, фруктами. Многие фермеры имеют еще и основную работу, поэтому им важен именно сезонный патент. Представители отдаленных территорий, в том числе, горных, тоже выступают за патент. Как и, скажем, чабаны Саратовской, Волгоградской областей.
- Если положить на чашу весов пополнение региональных бюджетов и стремление развить малый сельскохозяйственный бизнес, что перевесит, кому все же выгоднее будут новые нормы, бюджетам или фермерам?
- Это обоюдно. Мы развиваем личные подсобные хозяйства, помогаем им встать на ноги, производить и реализовывать продукцию. Деньги от патента пойдут в бюджет, на развитие территорий, а это и инфраструктура, и дороги, - в том числе польза от этого будет и самим фермерам. Патентная система позволит создавать в таких территориях условия, чтобы там оставались люди, в конечном итоге – развивать сами территории.
- Сколько будет стоить патент?
- Мы дали возможность регионам самим определять, какие патенты им нужны и сколько они будут стоить. Мы понимаем, что у нас страна огромная, есть состоятельные регионы, которым, возможно, патенты и не нужны, потому что там уже выросли крупные хозяйства. Но есть, к примеру, хозяйства в Дагестане, Осетии, где, как правило, крупного бизнеса нет, но много мелких хозяйств. Очень много малого бизнеса в селах Центральной России. Колхозы давно закрылись, и люди вкладывают силы в собственное производство, но при этом брать на себя бюрократию, связанную с регистрацией ИП, им сложно. Именно поэтому мы расширили возможность применения патентов и кроме молочного животноводства предлагаем распространить их на мясное животноводство и растениеводство. Патент должен быть единым для того, чтобы фермер не облагался дважды. Потому что сегодня, к примеру, молочники работают или на двух налогах, или на «вмененке». Но ведь корова – это не только молоко, это и мясо тоже и, кроме того, ее необходимо кормить. Патентная система разрешит эту ситуацию, мы увеличим количество видов деятельности, охватываем все.
Таким образом, будет охвачено все сельское хозяйство, создана единая система, и регион, исходя из своей специфики, сможет выбрать, какое направление ему укрепить, усилить.
- Как гарантировать, что в стремлении «укрепить и усилить» региональные власти не допустят перекоса и не начнут навязывать патенты даже тем, кто не хочет их оформлять?
- От этого обезопасит сам закон, я напомню, в нем прописан принцип добровольности – патент возьмет только тот, у кого есть желание, именно им мы облегчаем доступ к дополнительным инструментам развития. А те, кто производит продукцию для собственных нужд и небольшие остатки продает на рынке, им это не надо, и никто никого принуждать не будет. При этом мы, конечно, будем досконально контролировать исполнение закона. Общественным контролером станет и АККОР, ее отделения в регионах.