Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Закон о выборах в Госдуму укрепит политсистему – эксперт

03 февраля 2014, 17:45
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству 6 февраля обсудит поправки ко второму чтению законопроекта о смешанной системе выборов в нижнюю палату российского парламента

Новый вариант закона о выборах депутатов нижней палаты парламента станет еще одним стимулом для дальнейшего развития российской политической системы, «стимулированного появлением множества новых партий», заявил в комментарии ER.RU заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член президентского Совета по правам человека Леонид Поляков.

«Прошлый закон, действовавший в условиях, когда партий было на порядок меньше, уже не соответствует новым реалиям. Поэтому крайне важно четко определить возможности для партий участвовать в федеральных выборах», - заявил он.

Поляков отметил, что предлагаемый ко второму чтению вариант законопроекта родился в результате множества дискуссий с участием представителей политических партий и широких экспертных кругов. В результате, отметил политолог, получился «прагматичный, оптимальный вариант» законопроекта.

«Политическая система должна подкрепляться очень четкими, конструктивными, неконфликтными решениями. Потому что если заложить формат выборов, который будет вызывать впоследствии отторжение ряда участников, то результаты всегда могут быть оспорены именно на этом основании. Поэтому я рассчитываю на консенсус всех политических сил. Именно в таком формате закон поможет совершенствованию нашей политической системы. Притом, что допуск в нее открыт максимально, представлены люди всех воззрений, всех флангов», - подчеркнул эксперт.

В качестве примера конструктивной деятельности по подготовке законопроекта Поляков отметил поправки, касающиеся установления института поддержки выдвижения федерального списка кандидатов избирателями или, иными словами, критериев регистрации партий на выборах в Госдуму. Так, партии, допущенные на прошлых выборах к распределению мандатов или набравшие не менее трех процентов голосов избирателей, будут освобождены от необходимости собирать подписи избирателей за свой список.

Этой же «льготы» удостоятся партии, имеющие мандат в законодательном собрании хотя бы одного субъекта РФ или получившие место в результате передачи по пункту 17 статьи 35 закона об основных гарантиях избирательных прав. Партиям, которые не будут соответствовать этим критериям, необходимо собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей. На один субъект РФ должно приходиться не более 7 тысяч подписей.

«Считаю, правильно, что вводятся определенные цензы на участие в выборах кандидатов от партий по партийным спискам. Действительно, очень важно, чтобы партии без сбора подписей допускались на федеральные выборы в окончательный бюллетень только в том случае, если они подтвердили свою дееспособность на прошлых федеральных выборах, набрав не менее трех процентов или получив представительство в региональных законодательных собраниях. Это свидетельствует о том, что партия пользуется определенной поддержкой, что это не просто пиар-проект или вообще неизвестно что, а партия, которая серьезно может претендовать на поддержку определенного процента избирателей на федеральном уровне», - убежден Поляков.

Не допускать на федеральные выборы партии, которые не имеют никакой «кредитной истории», неправильно, считает эксперт – «они, все же, создавались для того, чтобы участвовать в выборах». Поэтому вполне логичным он считает поставить перед ними условие набрать 200 тысяч подписей. «Это совсем минимальная цифра, и если партийная организация реальна, то в 30 субъектах она должна без проблем набрать как минимум 7 тысяч и попасть в избирательный бюллетень», - отметил он.

Также Поляков полагает, что «в повестку второго чтения законопроекта будет включен вопрос о возможности партиям объединяться в избирательные блоки». По его мнению, «этот вопрос должен быть решен отрицательно». «Сама система блокирования себя дискредитировала в прошлом, когда действовала смешанная система», - отметил эксперт.

Поляков напомнил, что судьба блоков, которые проходили в Госдуму ранее, была, как правило, «печальна». «К примеру, блок СПС, который состоял из девяти маленьких организаций, через год фактически развалился. И от СПС на следующих выборах, в 2003 году, уже фактически ничего не осталось», - сказал он.

По мнению политолога, «самое главное, что при такой «торговле», таком «сговоре» мелких политических партий только ради того, чтобы пройти в Государственную Думу, получить мандаты и большие зарплаты, по сути дела, абсолютно игнорируются интересы избирателей». «Попросту говоря, они их предают», - подчеркнул он.

«Когда избиратель голосует за блок, он рассчитывает, что этот блок действительно будет действовать едино и представлять его интересы. Но потом, когда избравшиеся в Госдуму депутаты разбегаются по различным, иногда совершенно другого типа, партиям, то разочарование у избирателя накапливается. Этого допускать, я считаю, нельзя. Тем более что сейчас у нас будет введена графа «против всех», и если мы добавим блоки, то эта блоковая система будет только стимулировать настроение, заставляющее людей голосовать против всех», - отметил он.

В целом, по словам Полякова, если депутатам удастся вдумчиво и грамотно подойти к обсуждению законопроекта и сформировать в результате второго чтения «четкий, конструктивный» порядок избрания депутатов нижней палаты парламента, то «можно ожидать, что выборы 2016 года будут очень конкурентными, яркими, открытыми». «В результате, думаю, к нынешним четырем партиям в парламенте вполне могут добавиться одна-две новых, и мы получим более широкое идеологическое представительство в будущей Государственной Думе», - заключил он.

Общественная приемная