Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Закон о счетах и правоприменение. Курс - на исполнение

19 августа 2013, 12:24
Истек срок ликвидации иностранных счетов высокопоставленным чиновникам, парламентариям, судьям, сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и ряду других категорий госслужащих\r\n\r\n\r\n

С принятием закона, запрещающего высокопоставленным чиновникам иметь заграничные счета, необходимо выстроить эффективную правоприменительную практику, добиться его неукоснительного исполнения во всех эшелонах государственной власти. Такое заявление в комментарии ER.RU в понедельник, 19 августа, сделал член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, председателя думской комиссии по контролю за доходами и имуществом депутатов Николай Ковалев.

Федеральный закон Российской Федерации «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» был принят Государственной Думой 24 апреля, одобрен Советом Федерации 27 апреля и вступил в силу19 мая.

"Мне уже не раз доводилось в своих выступлениях озвучивать единодушную позицию всех фракций представленных в Государственной Думе политических партий относительно необходимости запрета должностным лицам различного уровня иметь собственность и финансовые активы за рубежом, - заметил Ковалев. - Как известно, в весеннюю сессию текущего года Госдумой соответствующий
федеральный закон, вводящий такой запрет, был принят и  6 мая подписан президентом"

"В своей главной части этот важнейший законодательный акт вступает в силу 19 августа. Именно к этому дню упомянутые в нем лица, равно как и их ближайшие родственники,  должны   перевести свои активы в Российскую Федерацию. В противном случае им придется оставить занимаемые должности", - подчеркнул глава думской комиссии, уточнив, что "времени на то, чтобы сделать выбор, у них было вполне достаточно".

Ковалев напомнил, что закон устанавливает круг специальных субъектов права, обладающих общей ключевой характеристикой – "по роду своей деятельности все они в той или иной мере причастны к принятию решений, затрагивающих интересы национальной безопасности нашей страны". "Хочу еще раз подчеркнуть, что главная цель закона состоит именно в укреплении  суверенитета и безопасности российского государства. Надежно обеспечить их невозможно, если представители госаппарата оказываются хотя бы в малейшей зависимости от другой страны. Полагаю, всем понятно, что владение активами за рубежом как раз и создает почву для такой зависимости, открывая  широкие возможности для оказания воздействия на конкретного чиновника", - отметил он.

"Свою задачу депутаты видели в том, чтобы оградить государственные интересы и защитить слуг народа от любых попыток оказания на них влияния из-за рубежа. Опираясь на  свой многолетний профессиональный опыт, могу с уверенностью сказать, что попытки такие имели место в прошлом, не исключаются и теперь", - сказал депутат.

"Сегодня, когда закон принят, необходимо выстроить эффективную правоприменительную практику, добиться его неукоснительного исполнения во всех эшелонах государственной власти", - подчеркнул Ковалев, отметив, что "политическая воля для этого имеется".

"Вполне естественно, что меня как председателя думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, в первую очередь,  волнует качество исполнения упомянутого закона в отношении депутатского корпуса. Очень важным на данном этапе является вопрос о том как  покажет себя сам закон в процессе его применения на практике. Но ответить на этот вопрос можно будет только по прошествии определенного времени", - высказал мнение парламентарий .

Чаще" всего сегодня, особенно со стороны не вполне подготовленных представителей средств массовой информации, звучат вопросы «с кого начнете?» и «когда будут первые дела?». Это совершенно некорректная, я бы сказал неграмотная, и неуместная постановка вопроса, за которой просматривается погоня за дешевой сенсацией. Хочу, чтобы всем было ясно: комиссия не является правоохранительным органом, поэтому никаких «дел» в обывательском понимании этого слова не будет", - разъяснил Ковалев.

"Более того, статус парламентского органа вносит в ее работу специфику, связанную с особенностями функционирования именно представительной ветви власти, а это, в частности, особое правовое положение депутатов как избираемых представителей народа,  многопартийный характер парламента и т.д. В Регламенте Государственной Думы подчеркивается, что ее  «деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов», - уточнил он.

"Поэтому комиссия, например, не наделена правом по собственному желанию затевать проверки подаваемых депутатами сведений. Круг этих субъектов, обладающих таким правом весьма широк (по сути в нем нет только одного субъекта – Анонима. Ну а с этим, полагаю, все ясно). Закон гласит, что «основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме правоохранительными и налоговыми органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, общероссийскими средствами массовой информации», - сказал Ковалев.

Он считает, что это "абсолютно оправданно, поскольку избавляет Комиссию от малейшего возможного сомнения в ее объективности". "А непредвзятость и объективность – фундаментальные  принципы работы всех парламентских институтов подобного рода. Сразу скажу, что еще до принятия этого закона, в январе-феврале мы совместно с экспертным сообществом разработали проект предложений по изменению регламента работы Комиссии, направленных на совершенствование ее деятельности. Однако предложений о передаче Комиссии права самостоятельно инициировать проверки в проекте нет", - сказал глава комиссии Госдумы.

"Как вы знаете, комиссия создана относительно недавно лишь в марте прошлого года  и находится в самом начале пути. Поэтому, очевидно, многое в ее работе – в  рамках дальнейшего совершенствования российского антикоррупционного законодательства – еще  придется корректировать, отрабатывая механизмы и процедуры текущей деятельности этого уникального парламентского органа", - подытожил Ковалев.

Общественная приемная