Закон о нарушениях на митингах работает, отмечают политики и эксперты
Акции, прошедшие во вторник, 12 июня, по всей Росси, показали, что принятый закон о повышении ответственности при проведении массовых мероприятий реально работает.
В комментарии ER.RU вице-спикер Госдумы, секретарь Генерального совета «Единой России» Сергей Неверов подчеркнул, что свобода людей собираться и выражать свою точку зрения ничем не ограничена. «Вместе с тем, уже сейчас можно говорить, что благодаря принятому закону организаторы разного рода митингов вынуждены подходить более ответственно к вопросам безопасности людей в ходе их проведения», - добавил он.
В этой связи Неверов привел пример Удальцова, сообщившего в своем микроблоге, что он является заявителем сегодняшнего мероприятия, и обязан находиться на нем во время его проведения и нести ответственность за порядок.
«Ради этого и принимался закон - чтобы люди могли свободно выражать свою позицию и при этом не оказаться втянутыми в провокационные действия недобросовестных организаторов. Именно по такому принципу организовываются массовые мероприятия во всех цивилизованных странах. Аналогичное правовое поле существует сегодня и в России. Теперь важно, чтобы нормы, установленные законом о митингах, неуклонно исполнялись и впредь как их организаторами, так и представителями правоохранительных органов», - сказал Неверов.
По мнению председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, закон о нарушениях на митингах остудил горячие головы. «Его принимали громко и шумно, но принимали для того, чтобы сегодня во время акций было спокойно и безопасно, - сказала она. - Весь «шум» и «грохот» при принятии закона был нужен оппозиции для того, чтобы они могли шуметь и греметь дальше. Наша задача была изначально совершенно другая - мы должны были обеспечить порядок, чтобы массовые мероприятие проходили цивилизованно, и все могли реализовывать свои права - и те, кто хочет участвовать в митингах, и те, кто не хочет».
Главным резонансом этого закона стали события сегодняшнего дня, считает глава комитета. «Мы реально наблюдаем, как в действиях лидеров несистемной оппозиции, самих участников митинга наблюдается совершенно другой стиль поведения, несмотря на агрессивные лозунги и речи, - заметила Яровая. - Потому, что стало невыгодным нарушать закон».
Конечно, отмечает депутат, нет гарантии, что такое поведение «несистемщиков» будет наблюдаться всегда. «Но, так или иначе, закон сработал как «подушка безопасности» для общества. Закон стал охранительным, мы в этом убеждаемся сегодня», - подчеркнула парламентарий.
Отсутствие задержаний и нарушений в ходе оппозиционного митинга в Москве во вторник, 12 июня, доказало, что принятый закон об увеличении штрафов работает и действует, добавил депутат Государственной Думы, автор документа Александр Сидякин.
Вместе с тем, по его словам, оснований для проведения митинга в День России, «как не было, так и нет». «Это такой способ времяпрепровождения, - считает Сидякин. - И сегодня один из пользователей Твиттера Рустем Адагамов написал, что самой веселой на этом митинге была колонна ЛГБТ движения (движение за права сексуальных и гендерных меньшинств – прим.ред.). Видимо, митинги скоро и будут превращаться в шествие ЛГБТ активистов, потому что кроме «веселухи» у людей есть другие заботы и оснований для протеста нет».
«Сегодняшняя акция оппозиции прошла уже по новым правилам, в соответствии с законодательством, направленным на обеспечение безопасности граждан. По данным ГУВД, никаких нарушений зафиксировано не было, никто не задержан, - отметил Железняк. - Заявленная в 50 тысяч человек численность акции не была достигнута несмотря на все заявления оппозиционных лидеров. Грамотная работа правоохранительных органов позволила без происшествий провести митинг, и мирное шествие осталось мирным», - отметил заместитель секретаря Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.
Усиление санкций за нарушения при проведении митингов, введенный запрет на ношение масок, по его словам, повысили ответственность организаторов и, в целом, безопасность участников массовых акций.
«Надеюсь, организованная работа координаторов массовых мероприятий и органов правопорядка станет привычной для массовых мероприятий в городах России, и мы вместе будем противодействовать тем радикалам, которые заинтересованы в провокациях, а не решении вопросов, важных для граждан», - добавил он.
Заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Андрей Исаев назвал «Марш миллионов» в Москве маршем нескольких тысяч. По его словам, все люди имеют право на выражение своей позиции, своего мнения. «На марше были представители всех оппозиционных течений: от крайне левых до крайне правых. Все вместе они смогли собрать только несколько тысяч участников», - заметил Исаев.
На снижение интереса к оппозиционным акциям обратил внимание и заместитель секретаря Генерального совета партии «Единой России», руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
«Прошедшая на проспекте Сахарова акция была значительно меньше предыдущих не только по количеству участников, но и по смыслу. Вместо анонсированного «Марша миллионов» собралось несколько тысяч участников», - заявил Чеснаков.
По его мнению, в настоящее время радикальные оппозиционеры «не имеют «смысловой точки», в качестве которой в предыдущие разы были даты парламентских и президентских выборов, а также инаугурация Владимира Путина».
Чеснаков подчеркнул, что «сегодня открыты многие шлюзы для системной оппозиции - упрощена система регистрации политических партий, законодательно закреплена выборность губернаторов». Кроме этого, в настоящее время «отступает в сторону от митингового протеста часть недовольных, еще не способных обозначить свои цели, так называемое «болото». Чеснаков прогнозирует, что наступающая летняя пауза дополнительно собьет энергетику значительной части протестов.
Касаясь принятого на митинге так называемого манифеста «Свободной России», Чеснаков сказал: «Этот манифест выглядит слишком слабым и скорее демотивирующим, чем создающим новую энергетику».
«Скорее всего, организаторам акции надо было найти хоть какую-то смысловую точку, и они остановились на этой формальной бумаге, которая ввиду ее безопасности и размытости, устраивает большую часть, как организаторов, так и участников акции протеста», - подчеркнул он.
«Оппозиционная акция ожидаемо провалилась, - отметил, в свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. - Организаторы акции обещали вывести на улицы Москвы миллионы, но за ними не пошли не только миллионы, но и сотни тысяч. Даже на пике акции участников было не более 20 тысяч человек, включая тысячу журналистов. Так что в очередной раз обещания организаторов не сбылись».
Однако, сказал депутат, несмотря на явное несоответствие ожиданий организаторов и реальности, они со сцены снова пообещали вывести миллионы человек на акцию в октябре. «Но их чаяния явно утопичны: миллионы за ними не пошли ни в марте, ни в мае, ни сегодня. Не хотят ходить за ними миллионы», - считает он.
Бурматов также сообщил, что намерен направить депутатский запрос на имя генпрокурора с просьбой проверить высказывания выступавших на митинге в Москве на предмет призыва к массовым беспорядкам, несанкционированным акциям и у здания Следственного комитета. «Полагаю, Удальцов будет как раз тем человеком, который первый испытает на себе действие поправок в КоАП в части массовых мероприятий и призывов к несанкционированным акциям», - сообщил депутат.
Он также отметил профессиональные действия полиции 12 июня. «Сотрудники правоохранительных органов показали себя профессионалами, потому что сегодня именно они контролировали ситуацию при беспомощности, неготовности, безответственности и бессилии организаторов влиять на происходящее. Полиция корректно управляла процессом, грамотно и четко нивелировала и возникающие инциденты, к примеру, когда националисты ввязались в конфликт с организаторами, пытаясь провести на сцену своих активистов», - заключил Бурматов.
Поправки в законодательство о митингах позитивно сказались на обстановке, которая царила на «Марше миллионов», считает политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков.
«Накануне «Марша миллионов» было много разговоров о принятом обеими палатами парламента и подписанном президентом так называемом «законе о митингах, - отметил он. – Анализируя события в Москве, можно говорить, что, с одной стороны, поправки, направленные на ужесточение ответственности за нарушения на митингах остудили «горячие головы» потенциально готовых к провокациям радикалов, но, с другой стороны, - и это главное - не ущемили прав тех, кто хотел мирно и цивилизованно выразить свои политические взгляды. Люди вышли и сделали это. В этом смысле закон, принятый в Госдуме голосами «Единой России», можно только приветствовать. Главное, чтобы следующие акции, если они состоятся, проходили бы в том же мирном формате».
«Первый и самый главный результат состоявшегося митинга в том, что он прошел мирно, - отметил заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин. - Абсолютно корректно вели себя как силы правопорядка, так и участники протестных акций. Уже можно говорить о том, что новый закон стал эффективным сигналом, и определенное психологическое и возможно политическое сдерживающее воздействие на нынешнее мероприятие закон уже оказал».
«Оппозиция утверждала, что новая норма людей разозлит, и они придут массово протестовать против нововведений. Между тем, сами участники мероприятия отмечали особый настрой нынешнего шествия и митинга, - добавил Зудин. - Это был абсолютно нейтральный, неагрессивный, даже слегка ленивый настрой. То есть, на митинг пришли не обозленные люди, а те, кто хотел прийти. Неважно, что их оказалось гораздо меньше, чем рассчитывали организаторы протестных акций. Важно, что принятие закона не испугало нормальных людей, зато отсекло провокаторов, и это самый главный вывод».
На мероприятие оппозиции 12 июня пришли люди, которые искали какого-то драйва, но ушли они оттуда разочарованные - им было неинтересно, заявил главный научный сотрудник Института международных экономических и политических расследований РАН Александр Ципко.
«На этих митингах выступают ни чем не примечательные люди. Немцов, Чирикова, Пархоменко и другие говорят одно и то же. Они недовольны несовершенством политической системы, но не могут предложить ничего взамен. Лишь Гудков предложил поменять Конституцию, но тоже очень абстрактно. У них нет ответов на вопросы, которые волнуют миллионы людей в России. Тот факт, что эти лидеры исчерпали себя, подтверждает провал запланированной численности их акций, городская интеллигенция явно теряет интерес к их митингам», - считает политолог.
При этом эксперт обратил внимание на то, что Удальцов опять начал призывать к бессрочным забастовкам. «С юридической точки зрения эти призывы можно квалифицировать как призывы к массовым беспорядкам. По-моему, этот молодой человек провоцирует всех», - заявил Ципко.
12 июня были все условия для того, чтобы как можно больше людей пришло на митинг оппозиции, но их число вновь снижается. Причина тому абстрактные цели и кризис легитимности организаторов, отметил проректор по связям с государственными органами и общественными организациями РЭУ им. Г.В.Плеханова, член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков.
«Сегодня можно обозначить два важных фактора, повлиявших на результаты прошедшего митинга, – анализирует Марков. - В этот раз существовали все условия для того, чтобы как можно больше людей пришло на митинг. Казалось бы, летом собираться значительно проще, чем зимой, выпали большие выходные, которые позволяют приехать желающим из близлежащих регионов, много времени было потрачено на подготовку, были дополнительные информационные поводы за счет обысков в квартирах организаторов митингов 6-го мая, но людей пришло меньше».
«Снижение численности происходит по нескольким причинам: во-первых, отсутствие реальных политических целей. Они или сверхабстрактные, или сверхконкретные, почти личные, как освобождение мужа Ольги Романовой, и это, конечно, отпугивает людей, - считает Марков. - Во-вторых, 6-го мая прошел некий кризис моральной легитимности лидеров оппозиции, поскольку, не смотря на ожесточённую пропаганду того, что якобы в столкновениях 6-го мая виновата власть, понятно, что столкновения были спровоцированы самими лидерами оппозиции. Их цель была создать «картинку» для мировых телеканалов. Добиться того, чтобы инаугурация Путина проходила на фоне кадров побоища и столкновений с полицией. Но одним из последствий таких попыток стало сомнение, зародившееся в головах рядовых демонстрантов, относительно искренности и порядочности их лидеров. Поскольку очевидно, что для решения своих целей лидеры оппозиции поставили демонстрантов под дубинки ОМОНа. В конечном счете, падение численности приведет к тому, что митинги станут проходить реже».