Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Задача государства - в максимальной степени способствовать высокой престижности учительской работы

20 августа 2016, 20:46
Дмитрий Медведев принял участие в пленарном заседании Всероссийского августовского совещания педагогических работников

Всероссийское августовское совещание педагогических работников прошло 19-20 августа 2016 года в Москве на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России и завершило серию аналогичных совещаний в субъектах Российской Федерации.

В совещании приняли участие более 500 педагогических работников из 66 субъектов страны. Среди них - победители Всероссийского конкурса «Учитель года», учителя, которым присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» и педагоги, подготовившие победителей всероссийских, международных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства.

В рамках совещания работало пять дискуссионных площадок: «О повышении престижа профессии учителя в обществе», «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога», «Инфраструктура школьного образования», «Снижение бюрократической нагрузки» и «Школа России: к новым образовательным результатам».

В пленарном заседании совещания педагогических работников принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Из стенограммы пленарного заседания (размещено на официальном сайте правительства России):

Д.Медведев: Два слова скажу для того, чтобы передать бразды правления и представить нового Министра образования и науки Ольгу Юрьевну Васильеву. Прошу любить и жаловать.

О.Васильева: Сегодня второй день нашего педагогического совета. Педагогическое собрание в августе - это очень хорошая российская традиция, потому что работники образования собираются вместе, обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году. Чем отличается этот педагогический совет? Впервые такое совещание имеет всероссийское значение, хотя в каждом регионе в разном формате такие совещания проводятся в последние две недели перед началом учебного года.

Я хочу привести несколько цифр. 83 региона, 680 участников - это представители государственных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти, это педагоги, педагогическая общественность, представители родительской общественности. Чем мы занимались вчера и что будем обсуждать сегодня? Всероссийский педагогический совет актуализировал вопросы работы над поручениями президента и правительства Российской Федерации, была проанализирована текущая ситуация и предоставлена возможность обсудить вопросы, волнующие нас, детей, родителей и общество в целом.

Теперь очень коротко: известно, что работало пять площадок. Каждую из них я буду представлять. Вначале хочу предоставить слово Мокринскому Михаилу Геннадьевичу, директору школы «Летово», который представит результаты работы площадки «Инфраструктура школьного образования» .

М.Мокринский (директор АНО «Школа «Летово»): Представляя работу площадки «Инфраструктура школьного образования», я должен сказать, что работа вчера весь день проходила, во-первых, очень заинтересованно, а во-вторых, конструктивно. Для всех участников этой секции разговор был не только об инфраструктуре, а для большинства - о доступности и для всех без исключения - о качестве образования, которое этой самой инфраструктурой обеспечивается и гарантируется. Как оказалось, у всех было что сказать на эту тему. Поэтому я сегодня озвучиваю только основные предложения и соображения, которые прозвучали на этой площадке. Их было значительно больше, часть из них пойдет как предложения регионального уровня и на заметку самим участникам.

Первая часть была о строительстве школьных зданий. Так совпало, что сегодня строительство школьных зданий в регионах - это одновременно две положительные динамики. Первая - демографическая положительная динамика, а вторая связана с освоением федеральных государственных стандартов. Обе они требуют, чтобы у детей в школах было время и место для того, чтобы работать вместе, в группах, с учителями в правильно организованной деятельности, и чтобы мы имели возможность каждый следующий шаг планировать все лучше и лучше. И в этом смысле речь идет не только о том, чтобы сокращалось количество школ, работающих в две смены, чтобы как можно быстрее исчезли школы, работающие в три смены, чтобы одновременно происходила ротация школьных зданий с уходом в небытие тех, которые уже дожили до практически полного износа. Речь идет о том, чтобы одновременно школы были готовы сочетать разные форматы обучения и чтобы все это было качественно. И в этом смысле общим пожеланием тех, кто работал в составе нашей площадки, было продолжить программу по созданию новых школьных мест и придать этой программе приоритетный характер, что очень важно.

Вторая тема. Когда мы строим эти школы, все главное, что мы хотим  увидеть на выходе, закладывается первоначально в проекты школьных зданий. И у нас много новых неплохих проектов, они появляются в регионах, над ними работают и учителя на фокус-группах, архитекторы строители, которым тоже хочется сделать хорошую работу. Но, притом что много неплохих проектов, они все сделаны по нормативам, которые складывались многие десятилетия. И часто оказывается, что эти нормативы не учитывают самого главного - как видят качество будущего учебного процесса сами педагоги. И в этом смысле предложение секции, от которой я сегодня выступаю, выглядит следующим образом. Подумать над созданием механизма, который позволит сначала реализовать некоторую сумму передовых проектов, на которые может в дальнейшем опираться, на которых может строиться этот передовой педагогический опыт. Затем описать реализованные находки, затем сделать самую важную, третью часть работы - проанализировать и превратить их в нормативные требования. И это второе пожелание от нашей площадки.

И наконец, третье. Про учебное оборудование. Мы хотели бы, чтобы оно было доступным и качественным. Сегодня, конечно, многие учителя придерживаются в своей работе традиционного преподавания - мел, тряпка, доска. Но чем дальше, тем больше роль современного учебного оборудования, чтобы учебный процесс строился нормальным, современным образом. И надо добиваться того, чтобы производство школьного оборудования затрагивало все аспекты по оснащению школ, чтобы оно было приближено к регионам по максимуму и чтобы оно своим качеством соответствовало разнообразию школ.

Поэтому от лица площадки следующее предложение: на федеральном уровне предусмотреть меры поддержки российских производителей оборудования, с тем чтобы они имели возможность его производить на завтрашнем уровне качества. И чтобы регионы в этом активно участвовали.

Т.Светенко (директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия»): На площадке обсуждался еще один очень важный вопрос. Проблематика касалась школьных автобусов. Мы считаем, что школьные автобусы - это достаточно крупный, очень важный социальный проект, который одновременно является еще и инструментом, позволяющим обеспечить доступность качественного образования. Поэтому мы предлагаем на федеральном уровне разработать соответствующую программу, которая позволит педагогам, проживающим в сельской местности и в малых городах, не беспокоиться по поводу обеспечения школ необходимым и качественным транспортом.

Д.Медведев: Я, естественно, самым внимательным образом проанализирую результаты работы на всех площадках, в том числе и на первой площадке, о которой только что рассказывал наш коллега Михаил Геннадьевич (Мокринский).

Несколько замечаний о том, где мы в этом отношении находимся и что нам предстоит.

Понятно, что инфраструктура школьного образования - это та основа, без которой образование просто не может развиваться. Мы это осознаем в правительстве, и именно поэтому даже в тот период, когда у нас все весьма непросто с точки зрения денег, была выдвинута и реализована большая программа по созданию детских садов в масштабах страны. И сейчас мы перешли к программе строительства школ.

Хочу вас прямо здесь, на нашем совещании, заверить, что мы эту программу реализуем до конца, чего бы это ни стоило. Потому что мы прекрасно понимаем: мы можем принимать хорошие законы, писать отличные учебники, готовить блестящих педагогов, повышать зарплату, но если негде будет заниматься, то наше образование будет деградировать. И престиж учителя будет деградировать, и вообще все будет, к сожалению, в очень печальном состоянии.

Что мы планируем сделать? Большинство наших школ, напомню, построено в 1960-е, 1970-е годы. В ближайшие 10 лет нам необходимо создать мощности для того, чтобы осуществлять обучение практически огромного количества учеников. Имею в виду рост 3,5 млн ученических мест. Это колоссальная государственная задача. До 2025 года у нас будет приблизительно 6,5 млн мест. На этот год, напомню, мы запланировали 25 млрд рублей на то, чтобы начать эту программу. Программа началась. Она в этом году даст нам прирост приблизительно 50 тыс. мест - это около 100 школ. Но это самое начало. Уверен, что и в этом году, и в последующие годы мы с этими задачами справимся. Но не менее важно, конечно, заниматься теми вопросами, о которых говорил Михаил Геннадьевич. Я имею в виду и нормативное регулирование - создать современные проекты школ, с тем чтобы нам не пришлось их переделывать через несколько лет, чтобы они имели определенный запас прочности, чтобы они были рассчитаны не только на большее количество учеников (их, очевидно, через некоторое время станет больше), но чтобы они отвечали современным стандартам образования. Вот такие проекты нам нужно  создавать. И я надеюсь, что мы сможем это сделать вместе с вами. Что я имею в виду? Мы все время говорим о необходимости использования так называемых типовых проектов. Правильно: чтобы школа не превращалась в дорогостоящий дворец, а была современным, высокотехнологичным зданием. Но в то же время лучшие типовые проекты, как, кстати, и в советский период, нам необходимо не только выбирать, но и тиражировать. Это позволит сделать более дешевым строительство, а стало быть, просто быстрее школы строить, а с другой стороны, использовать лучшие практики. Так что я готов все эти идеи, которые были на площадке озвучены, поддержать.

Что касается вопросов, связанных с оборудованием для обучения. Мы этой темой тоже занимаемся уже достаточно давно. Я специально, когда мы встречались сейчас с модераторами площадок, задавал вопрос: есть ли это самое российское оборудование, есть на что опереться? Получил ответ, что в принципе оно есть. Если это так, если оно вас прежде всего как педагогов, как руководителей образования удовлетворяет, тогда мы сделаем ставку именно на российских производителей, потому что, конечно, нам лучше поддерживать своих, а не приобретать китайские разные колбы, пробирки или глобусы. Лучше, если мы будем все это делать у себя дома.

И наконец, что касается программы по школьным автобусам. Я отлично помню, как 10 лет назад приблизительно мы в правительстве говорили о том, что парк школьных автобусов, который работает на селе, в провинции, практически изношен и необходимо его обновить. И тогда было принято фундаментальное решение это сделать. За это время мы сумели приобрести и поставить в регионы 26,5 тыс. автобусов. Это существенным образом поменяло ситуацию.

Но время не стоит на месте. Действительно, срок службы автобуса ограничен, а срок службы автобуса для перевозки детей вообще жестко лимитирован, поэтому мы вынуждены сейчас снова вернуться к этой программе. Скажу откровенно, мы рассчитывали, что регионы более активно включатся в эту работу. Но сейчас есть проблемы финансирования региональных расходов, поэтому федеральный центр принял такое решение: буквально вчера я подписал первое распоряжение о закупке новых автобусов для поставки в регионы. Это 1800 новых школьных автобусов в 2016 году на общую сумму 3 млрд рублей. Так что эта работа началась и будет продолжена. И автобусы уже идут в регионы. Просто хотел бы всех вас сориентировать: можете сказать своим руководителям систем образования, губернаторам передать, чтобы их встречали.

О.Васильева: Следующую площадку представит модератор Кириченко Вита Викторовна -директор гимназии №1520 имени Капцовых.

В.Кириченко (директор ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1520 имени Капцовых»): Достижение новых образовательных результатов, необходимость которых очевидна, неразрывно связано с обновлением содержания образования, созданием современных регуляторов образовательной деятельности, наличием инструментов, механизмов, которые могу

Общественная приемная