«Взаимное сближение людей и дистрибьюторов налицо»: Антон Горелкин — о культуре цивилизованного потребления и борьбе с пиратством
В начале июня Президент Владимир Путин подписал закон о блокировке мобильных приложений с пиратским контентом. Один из автором инициативы, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин («Единая Россия») рассказал ER.RU, достаточно ли существующих норм для борьбы с пиратством, как в России обстоят дела с потреблением платного контента, и кто должен заниматься повышением спроса на него.
За время самоизоляции трафик на ресурсах с пиратским контентом, очевидно, вырос — люди смотрели сериалы, скачивали фильмы, книги, музыку. Сейчас в законодательстве достаточно инструментов для того, чтобы правообладатели могли как-то на эту ситуацию повлиять?
— В целом сформированный свод законов позволяет эффективно отстаивать интересы правообладателей — в сфере кино, литературы, музыки. Единственным пробелом до недавного времени были мобильные приложения. Их работа не регулировалась, поскольку нормы принимали еще до широкого распространения смартфонов. Но в начале июня президент подписал закон о запрете пиратского контента в них, соавтором которого я являюсь. Он будет работать так — правообладатель обращается в Роскомнадзор, если замечает свою интеллектуальную собственность на той или иной площадке. Ведомство, в свою очередь, в течение трех дней рассматривает обращение — если жалобу признают обоснованной, то информацию о нарушении передают в онлайн-магазины. Они могут сами заблокировать приложение или потребовать удалить нелегальный контент от владельцев софта. Если этого в течение суток не происходит — в игру вступает оператор связи, который к этому моменту обладает исчерпывающей информацией. Закон вступает в силу в октябре.
На мой взгляд, закон отвечает трендам времени — фракция «Единой России» нашла возможность работать над документом в условиях пандемии. Как вы знаете, в этот период принимались только законы, требующие оперативного принятия — и наш законопроект вошел в эту приоритетную повестку. Это показывает, что мы ответственно относимся к защите правообладателей.
При этом явно больше людей сейчас готовы потреблять платный контент — покупать музыку, подписки и так далее. Нужно ли для этого людей дополнительно стимулировать? Возможно, есть какие-либо проекты в этом направлении — в том числе законодательные?
— Стимулированием спроса на контент, по моему глубокому убеждению, должны заниматься сами его производители или дистрибьюторы — они, извините, на этом деньги зарабатывают. Задача государства — защищать права обеих сторон и обеспечивать им равенство перед законом.
В конце 90-х — начале 2000-х годов все мировые дистрибьюторы называли Россию пиратской страной. У нас продавали DVD-диски с фильмами. Помню, когда я был студентом, то и сам, грешен, такие покупал. Но просто альтернативы не было, а во-вторых, пиратские диски стоили 100 рублей, а лицензионные — 1000. То есть, по американской цене. Только спустя несколько лет дистрибьюторы поняли, что к каждой стране нужен особый ценовой подход.
Сейчас такой проблемы нет — подписка на онлайн-кинотеатры и музыкальные сервисы доступна большинству российских семей. Там много бесплатного контента для привлечения новых пользователей. Я думаю, что наше законодательство по защите авторских прав будет и дальше развиваться, но повторюсь — стимулирование спроса — дело продавца. Мы только защищаем права.
Как сказывается нелегальное распространение контента на авторах — например, музыкантах?
— Здесь необходимо различать бесплатное и нелегальное распространение контента. Многие авторы сами выкладывают в свободный доступ свое творчество — это часть рекламной стратегии и повышение узнаваемости.
Тут можно привести в пример Земфиру — несколько лет назад она выложила в «Яндекс.Музыку» свой альбом [«Жить в твоей голове»], и он распространялся абсолютно бесплатно. В итоге он стал чуть ли не самым продаваемым за всю ее карьеру. Казалось бы, можно послушать бесплатно, но его покупали. То есть, в бесплатном доступе нет противоречий коммерческому успеху.
Те, кто распространяют контент нелегально, зарабатывают на этом, что вызывает справедливый гнев правообладателей. Но закон на их стороне. Все музыкальные площадки достаточно быстро реагируют на их обращения. Я сам активный пользователь таких приложений — вижу и чувствую это.
Что нужно предпринять для формирования культуры платного потребления — как, например, в Европе? Кого нужно наказывать — распространителей или потребителей?
— Наказывать нужно только в крайнем случае, когда исчерпаны все другие меры. Это не должно касаться рядовых пользователей, а только крупных распространителей, которые нарушают закон с действительно серьезным ущербом.
Культура цивилизованного потребления у нас в стране активно формируется, сейчас все сильно изменилось. В 90-е у нас смеялись над идеей поставить кассы самообслуживания, а сейчас их поставили в многих магазинах.
Кроме того, меняется и сознание потребителя — многие понимают, что проще заплатить 50 рублей и слушать музыку без ограничений, чем качать ее откуда-то из интернета. Главное условие — чтобы тот или иной контент можно было посмотреть удобно и недорого. Чтобы пользователи и не пытались пиратствовать.
Вырабатывается негативное отношение в том числе к бесплатным приложениям — там очень много навязчивой рекламы. Плюс — версия зачастую урезанная по сравнению с платной. Та же тенденция — в игровой индустрии. Даже в бесплатных онлайн-играх пользователи зачастую приобретают платные подписки, потому что это комфортнее.
Взаимное сближение людей и дистрибьюторов налицо. Мое глубокое убеждение — рынок сам заинтересован в цивилизованных правилах игры. Приоритетная задача «Единой России» — сделать потребление контента удобным для потребителей. При этом главное, чтобы его распространители не наглели — но сейчас они более критически подходят к ценообразованию.