Власть и простые люди должны вместе строить гражданское общество
23 сентября 2011,
18:27
Многие люди до сих пор не знают свои права, это – одна из главных проблем в строительстве гражданского общества, уверены участники секции «Гражданское общество: партнерство и справедливость»
Тематическая секция «Гражданское общество: партнерство и справедливость» завершила работу в рамках XII Съезда «Единой России» в пятницу, 23 сентября.
По общему мнению участников дискуссии, возможность реализовать все свои права – основа гражданского общества, однако многие люди до сих пор их не знают. Ликвидировать это незнание и помочь гражданам в реализации прав – это и есть задача власти. Таким образом, гражданское общество не должно насаждаться «сверху», но строить его – обязанность и власти, и простых граждан.
Как заявил модератор секции, член Генсовета Партии, депутат Госдумы Андрей Макаров, на секции «будут подведены некоторые итоги работы за последние месяцы, чтобы понять, какую программу люди хотят видеть от власти».
«Принимается много законов, но если люди не поймут, что все делается для них, никакой закон работать не будет. И в Народной программе мы должны выбрать те приоритеты, на которых необходимо будет сосредоточиться в ближайшие несколько лет», - отметил Макаров.
Он отметил, что «важно, что номер секции о строительстве гражданского общества - первый».
«Вы первый, кто осмелился громко сказать: «хватит». Удалось, не удалось? И вообще, как вы на это осмелились?» - обратился Макаров к президенту Национальной медицинской палаты Леониду Рошалю.
«Мы вошли в Народный фронт, потому что почувствовали здесь позитивное зерно. Власть должна чувствовать биение сердца своего народа. Всегда есть центральное зерно, которое несет положительный заряд гражданского общества, не использует его в своих целях, а думает о здоровье российского народа – в широком смысле», - ответил Рошаль.
Он отметил, что решение войти в ОНФ уже дало положительный эффект: «скоропалительное принятие закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» было приостановлено».
«Необходимо было обсудить закон на демократических основах с демократически настроенными организациями. Несмотря на то, что до этого закон обсуждался полтора года, результативное обсуждение прошло на площадках Народного фронта. И теперь мы хотим увеличить количество граждан, довольных здравоохранением, в два раза: с позорных 30 процентов до 60», - заявил Рошаль. Также он отметил, что «это здорово, что через ОНФ в Госдуму прошли беспартийные люди. Я сам в Думу не иду, но на праймериз победили несколько наших врачей. Это прекрасный пример развития гражданского общества», - заключил он.
В свою очередь, Макаров дополнил, что был потрясен, когда увидел, что на праймериз в Нижний Новгород Рошаль приехал лично и обходил все площадки, призывая голосовать за врачей.
При этом, по словам Макарова, вокруг постоянно раздаются обвинения, что «власть не создает гражданское общество».
«Но разве власть должна создавать гражданское общество, или оно организовываться должно само?» - спросил он у участников дискуссии.
По мнению второго модератора секции, лидера автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, «гражданское общество – это мы сами, те кирпичики, которые составляют основу государства».
«И не надо ждать от власти какой-то помощи, гражданское общество должно организоваться само, главное – это личная инициатива и законопослушание», - заключил Лысаков.
Глава Интернет-сообщества (общественного движения) «Убитые дороги Пскова» Александр Васильев считает, что сообщества, подобные сообществам автомобилистов, возникают из-за незащищенности слоев населения. Однако появление подобных организаций – яркое свидетельство гражданской позиции людей, входящих в них.
«Все многочисленные бремя, в том числе налоговое, ложится на плечи автомобилистов. Поэтому к построению гражданского общества они ближе: для этого надо знать права и обязанности. У автомобилистов повышенная ответственность в этом смысле, они понимают, что необходимо заставлять власть решать вопросы», - отметил Васильев.
Он рассказал, что изначально Интернет-сообщество организовывало протестные акции, но затем назрела необходимость выбрать механизм, который действительно бы решал проблемы автомобилистов. «Теперь мы собираем предложения и выходим с конкретными предложениями в органы власти. Конструктив востребован и работает. От протеста нужно переходить к обсуждению и партнерству», - уверен Васильев.
По мнению секретаря Президиума Генсовета «Единой России» Сергея Неверова, строительству гражданского общества, как правило, мешают мелкие чиновники на местах, и от таких людей «надо избавляться достаточно жестко».
«Правильно сказал Рошаль: власть должна слышать биение сердец народа, - отметил Неверов. – Но мы должны понять, на каком уровне начинается государство и власть. Обычный человек огромное количество раз в день сталкивается с властью: автоинспектором на дороге, начальником на работе, охранником, который проверяет сумку. Неприятие власти накапливается массой столкновений».
«И у человека возникает вопрос: где та грань, которая проходит между обществом и властью? – продолжил Неверов. – Задача каждой партии: сократить до минимума эту грань между обществом и властью. Это и задача государства: настроить механизм так, чтобы человек понимал, откуда он пришел и кем он был вчера».
Неверов отметил, что этот «уровень разрыва происходит как раз на муниципальном уровне».
«Я был на выборах главы одного муниципального образования. Едем с кандидатом, а посреди поселка стоит машина с бутылкой водки на капоте, люди выпивают. Спрашиваю: кто это? Это наш глава, он мне отвечает. Вот разрыв: ему можно, а других накажут. От таких людей нужно избавляться, и избавляться достаточно жестко», - заявил секретарь Президиума Генсовета Партии.
По мнению генерального директора института прикладной политики, руководителя сектора изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, главная проблема при создании гражданского общества – это неверие людей.
«Я много лет занималась изучением элиты, гражданского общества, - рассказала Крыштановская. – И попробовала сама создать общественную организацию. Получилось. Мы создали в фейсбуке организацию «Отличницы». В нее вошли достойные, активные люди. Мы не считаем себя феминистками, слабым звеном.
Наша общественная организация – как раз тот элемент гражданского общества, который пытается наладить связь между властью и обществом. Мы единогласно приняли решение вступить в Народный фронт. Мы помогаем женщинам приходить в политику. На днях мы получили предложение презентовать свое движение в Европарламенте».
Крыштановская отметила, что подобных «Отличницам» общественных организаций в России много, однако люди не верят в их реальную работу.
«Главная проблема гражданского общества – это неверие людей: вам заплатили, говорят нам. Но должен быть долгий разговор и объяснение своей позиции. Преодолеть нигилизм – наша задача», - заключила Крыштановская.
Председатель совета директоров ООО «Дымовское колбасное производство» Вадим Дымов акцентировал внимание на отношению к государству бизнес-сообщества.
«Многие бизнесмены сегодня смогли добиться успеха, но если вы спросите их: государство помогало вам или мешало, они ответят, что добились успеха вопреки государству, - отметил он. – Люди не отождествляют себя с тем, что делает государство, высказывают много упреков, несмотря на то что делается много позитивного. И поэтому предприниматели приняли образ временщика: люди не строят в нашей стране будущего, все строится в короткой перспективе.
Человеческий капитал деградирует, ему навязывается коррупционная модель поведения. По-прежнему растет количество осужденных за экономические преступления. У людей нет ощущения гуманности».
Председатель псковского Совета профсоюзов Ульяна Михайлова отметила, что «гражданское общество – некий набор инициативных лиц, общественных организаций, которые выбирают себе категорию людей, и работают по защите их интересов».
«Как в этом процессе должно участвовать государство? Оно принимает законы. Мы участвовали в формировании Народной программы и надеемся, что наши предложения в нее в итоге станут законами. Их не хватает организациям, которые защищают права человека», - заявила она.
По словам Михайловой, псковские профсоюзы хотели бы узаконить право общественных организаций на информацию: «мы единственная организация, которая защищает зарплату, но работодатели не дают информацию».
«Нам необходима защита от давления бизнеса, незаконных увольнений. Мы должны иметь своих общественных инспекторов, и санкции, когда выявляем нарушения законодательства», - также заявила она.
Член общественной палаты РФ, руководитель Института демократии и сотрудничества Анатолий Кучерена отметил, что «гражданское общество сегодня стало трендом».
«Но мы почему-то, обсуждая трендовые вещи, забываем о человеке. Людей интересуют простые, банальные вещи: зарплата, социальный пакет, жизнь на конкретной территории. Мы вынуждены констатировать, что сегодня, к сожалению, человек терпит поражение только потому, что не знает закон.
Макаров дополнил, что «у нас правосудие и справедливость часто противоречат друг другу».
«Как сделать так, чтобы правосудие не рассматривалось в противоположности справедливости? Людей волнует справедливость», - спросил он у адвоката.
«Существует общественный заказ на справедливость, - согласился с Макаровым Кучерена. – У нас принимается очень много законов. Но человек может успевать за этими законами? Конечно, нет. И проигрывает, и оказывается недоволен властью. Потому что порой элементарно не знает, как составить документы. Человек создает проблемы только потому, что он не хочет действовать по закону. Не хочет или не знает как.
Еще проблема – закон и правоприменение. Законы, которые принимаются даже с помощью гражданских инициатив, на практике исполняет человек. Должностное лицо, в некоторых случаях. Как человек относится к своим обязанностям, насколько он совестливый, как он принимает решения? В этом суть».