Владимир Путин: Не надо бояться Народного фронта
«Добрый день, уважаемые друзья, коллеги
Позвольте мне вас всех поприветствовать здесь, на Урале.
Урал по праву олицетворяет глубинную, основательную, фундаментальную мощь нашей страны, огромную созидательную силу и энергию нашего народа. Уральцы не боятся ставить перед собой самые большие и амбициозные цели, умеют достигать результатов. Поэтому уверен, что серьезные планы, о которых мы сегодня, безусловно, будем говорить, обязательно будут воплощены в жизнь. И в этой работе мы, конечно, прежде всего, должны опираться на наших граждан, на людей, поддерживать их стремление к самореализации в профессии, в бизнесе, в общественной деятельности на благо народа России.
Уважаемые коллеги, вырабатывая план развития для Урала, мы, конечно, должны эффективно использовать его конкурентные преимущества, но при этом нужно четко обозначать и проблемы, «узкие» места, как принято говорить, которые мешают устойчивому развитию региона.
На Урале многие наши общие, системные проблемы проявляются в наиболее концентрированном виде. Например, региональная экономика Урала пока, к сожалению, слабо диверсифицирована, сильно завязана на экспорт сырья и товаров с низким уровнем передела, а значит, чрезмерно зависима от всякого рода конъюнктурных колебаний.
К этому нужно добавить нехватку современной инфраструктуры, прежде всего, транспортной, что снижает, конечно, и качество жизни, и не дает подступиться ко многим перспективным проектам. Это естественно и понятно. Есть дорога, значит, есть жизнь, бизнес развивается, экономическая активность; нет - и все стоит, даже наличие, допустим, больших месторождений и возможного их использования.
Мы сталкиваемся с серьезными дисбалансами, которые достались нам, конечно, от прежних времен. Возводились заводы, осваивались месторождения, но забывали, к сожалению… Ну, что камни бросать в прошлое?! Просто, может быть, и не могли когда-то этим заниматься, не могли как следует подумать о том, чтобы создать необходимые современные условия для жизни людей, решать экологические проблемы. И конечно, наследство из бараков, времянок и неблагоустроенного жилья тянет нас назад.
В современных условиях мы так поступать не имеем право, не будем. Не можем и не будем добиваться развития любой ценой, переступая через интересы граждан. Нам предстоит сосредоточиться на нескольких стратегических направлениях.
Во-первых, это совершенствование социальной инфраструктуры, в целом создание комфортных, достойных условий для жизни граждан. Главное, нам есть ради кого вести эту работу.
Начиная с 2009 года (и это очень приятная информация, которой я хочу с вами поделиться, наверняка многие из вас об этом знают) на Урале был зафиксирован естественный прирост населения. Подчеркну, речь именно о естественном приросте, когда рождаемость превышает смертность. В 2010 году число родившихся превысило число ушедших из жизни на 8,6 процента.
Нам нужно так настроить нашу промышленную, инфраструктурную политику, так развивать экономику региона, чтобы это открывало новые возможности для людей, создавались высокооплачиваемые рабочие места, и при этом промышленные объекты не порождали экологических рисков.
Второе, необходимо значительно расширять экономическую базу Уральского федерального округа, обеспечить ее устойчивость за счет создания перспективных инновационных центров, индустриальных кластеров поддержки малого и среднего предпринимательства, развития новых секторов, например, туризма, наноиндустрии, фармацевтики, сферы услуг.
В мае на нашей межрегиональной конференции в Волгограде было выдвинуто предложение о создании Агентства стратегических инициатив. На сайт Агентства уже направлено более 800 проектов практически из всех регионов Российской Федерации. И мне особенно приятно отметить сегодня здесь, что больше всего проектов, почти треть, поступило из Свердловской области. (Аплодисменты)
Я тоже вам поаплодирую - это же ваших рук дело. Думаю, поэтому будет справедливо, что первую региональную структуру Агентства мы создадим именно здесь, в Екатеринбурге.
Сейчас представленные проекты проходят общественное обсуждение и экспертную оценку. Есть действительно очень достойные и перспективные идеи, интересные, в том числе в социальной сфере. Например, организация региональной сети частных детских садов, производство средств реабилитации для детей с ограниченными возможностями по здоровью и т.д.
Кстати, также десять дней назад завершен прием заявок на должность генерального директора этого Агентства и директоров по направлениям. В проработке находится около тысячи заявок. И уже сейчас видно, что среди кандидатов есть много ярких, талантливых людей с замечательными идеями. Итоги конкурса подведем совсем скоро. В 20-х числах июля я планирую провести и Экспертный совет, который будет сформирован из победителей конкурса. Тогда же примем решение о том, кто возглавит Агентство и войдет в его Наблюдательный совет. И уже в августе этого года Агентство начнет работать.
Хотел бы поблагодарить всех, кто проявил активный интерес к идее создания этой структуры, выразил готовность проверить себя в сложной конкурентной борьбе. Вне зависимости от результатов конкурса каждый его участник будет непосредственно вовлечен в работу Агентства, в формирование его региональной сети.
Через две недели в Екатеринбурге стартует Инновационно-промышленный форум «Иннопром-2011». В этой связи следует, мне кажется, собрать на площадке этого форума всех, кто принимает участие в конкурсе и планирует работать в Агентстве. Для них это будет хорошей возможностью наладить прямой диалог, обсудить общие задачи и проблемы.
Я просил бы руководство Свердловской области оказать содействие в решении организационных вопросов. Со своей стороны, мы, разумеется, тоже окажем всю необходимую поддержку. И не сомневаюсь, что среди первых пилотных проектов Агентства стратегических инициатив обязательно будут проекты из Уральского федерального округа.
Третье. Следует кардинально повысить эффективность тех отраслей, которые сегодня играют ведущую роль в экономике округа. Это, известно, ТЭК, металлургия, машиностроение и оборонка. Здесь нужно продолжить глубокую технологическую модернизацию, обеспечить выход на новые рынки.
И, конечно, четвертое - необходимо серьезно подтянуть инфраструктуру округа: транспорт, электроэнергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, строить и ремонтировать дороги. За последние годы здесь кое-что удалось сделать. Идет реконструкция ключевых федеральных трасс «Урал» и «Байкал», которые проходят через территорию Уральского федерального округа и связывают его с европейской частью России и Сибирью и Дальним Востоком.
Обновляются региональные дороги Тюмень - Ханты-Мансийск, Екатеринбург - Тюмень. Уже построены автомобильные обходы Челябинска и Магнитогорска. В ближайшее время от грузового транспорта, и значит и от связанных с ним экологических и других рисков, будут избавлены Екатеринбург, Тюмень, Курган, Каменск-Уральский.
На приведение в порядок дорожной сети административных центров Уральского федерального округа - Екатеринбурга, Кургана, Челябинска, Тюмени, Салехарда, Ханты-Мансийска - за 2010-2011 годы мы выделили порядка 3 млрд. рублей.
Также оказываем финансовую помощью регионам на строительство и реконструкцию дорог к сельским поселениям. Для справки могу сказать, что регионы Уральского федерального округа в 2011 году получили федеральные субсидии на строительство подъездов к сельским поселениям в объеме более чем 261 млн. рублей. Я прошу коллег на местах, наши партийные структуры держать ситуацию с ремонтом и строительством дорог под самым пристальным контролем, в том числе активно привлекать общественные организации. Если кто-то из вас видел, я в Пскове встречался с теми, кто занимается этим на общественных началах. Делают от души и очень эффективно. Вот такие структуры нужно искать и людей таких инициативных привлекать к работе подобного рода.
Вместе с тем, хочу подчеркнуть: сегодня нам нужны уже не просто отдельные проекты, а планомерное развитие дорожной сети по всей территории страны, конечно, в том числе и здесь, на Урале.
В ближайшие 10 лет объемы дорожного строительства в России должны быть увеличены, минимум, в 2 раза. Чтобы сконцентрировать средства на строительстве и содержании дорог, мы приняли решение о создании федерального и региональных дорожных фондов.
До 2020 года в федеральном и региональных фондах будет аккумулирована очень значительная сумма - 8 трлн. рублей, в том числе в региональных фондах больше половины - 4,6 трлн. рублей. Объем региональных дорожных фондов Урала составит не менее 750 млрд. рублей. Действительно, с такими ресурсами, конечно, можно решать масштабные задачи.
Важно правильно расставить приоритеты в этой работе. Я предлагаю направить значительную часть ресурсов из региональных дорожных фондов именно на дороги в районных центрах, малых городах и на селе.
И, конечно, у нас не должна возникать ситуация, когда дорога к районному центру или к селу подходит, а внутри там грязь и колдобины сплошные, не только проехать, пройти невозможно.
Одновременно нам предстоит серьезно увеличить возможности железнодорожного транспорта в Уральском федеральном округе. Особый приоритет - организация межрегиональных и пригородных пассажирских перевозок. Уже проведена реконструкция вокзальных комплексов в Челябинске, Екатеринбурге, Кургане. В перспективе хотелось бы увидеть скоростное сообщение между Екатеринбургом и Челябинском. Такие планы у РАО «РЖД» есть, будем их поддерживать.
Уже к 2013 году на базе транспортного узла в Екатеринбурге будет создан крупный логистический центр международного уровня. На этот проект планируется направить 12,3 млрд. рублей, в том числе из внебюджетных источников более 10 млрд. рублей.
В этой связи хотел бы подчеркнуть: мы будем привлекать серьезные частные инвестиции в инфраструктуру, готовы создавать для этого необходимые условия, использовать механизмы частно-государственного партнерства, возможности институтов развития. Это, в том числе, касается таких комплексных межрегиональных мегапроектов, как «Урал промышленный - Урал полярный». Но при этом еще раз хочу подчеркнуть: для нас принципиально важно, чтобы подобные проекты реализовывались на основе четких и понятных категорий, таких, как рентабельность, экономическая отдача, окупаемость вложенных капиталов, чтобы частные инвесторы, заявляющие о готовности войти в такие инфраструктурные проекты, строго исполняли свои обязательства.
Знаете, я изначально поддерживал этот проект, когда еще предыдущий представитель Президента начинал работу по этому направлению. И надо сказать, что очень многое сделано по реализации этого действительно крупного, масштабного проекта.
Вместе с тем, и мы недавно это в Правительстве обсуждали, могу с вами поделиться этими соображениями: мы должны быть абсолютно уверены в том, что, если Федерация будет вкладывать или регионы будут вкладывать государственные ресурсы в инфраструктуру, скажем, в железные дороги или автомобильные дороги, мы должны быть абсолютно уверены, гарантированы, что частный бизнес, который заявляет свою готовность работать по этим проектам, вложит свою часть ресурсов. Чтобы у нас не получилось так, как бывает иногда, - что государство вкладывает средства, а обещанные частные инвестиции не поступают, и все «подвисает», или опять государство должно вкладывать деньги налогоплательщиков. И в данном случае надо обязательно разработать такие механизмы, которые гарантировали бы нам исполнение обязательств всеми участниками этого процесса.
Серьезные средства планируем направить на развитие аэропортной инфраструктуры, естественно, учитывая северную специфику региона. Уже идет обновление аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. Он станет крупным хабом для международных и внутренних перевозок.
В ближайшей перспективе планируется реконструкция аэропорта «Баландино» и Челябинской области, аэропортов Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска, Магнитогорска, Ноябрьска, Салехарда, Нового Уренгоя, Ямбурга, Нижневартовска, Урая, Нефтеюганска и ряда других городов. Особое внимание уделим развитию социально значимых авиаперевозок в труднодоступных районах за полярным кругом, где, собственно говоря, кроме самолета, других средств передвижения нет, если не считать оленей.
Хочу здесь подчеркнуть: свое присутствие в Арктике Россия намерена, безусловно, расширять. Мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнерами, со всеми соседями по арктическому региону, но, разумеется, собственные геополитические интересы будем защищать твердо и последовательно. Будем развивать в регионе современную пограничную инфраструктуру, метеорологические станции, систему мониторинга за состоянием природы и биоресурсов.
В российской Арктике нам предстоит провести настоящую «генеральную уборку»: утилизировать мусор, пресловутые бочки с горюче-смазочными материалами, которые десятилетиями копились вокруг станций, военных баз и северных поселков. Я был там в прошлом году, посмотрел - ужас какой-то просто! Все брошено, в таком количестве, которое просто и не снилось. Брошено и все! Во многих местах проржавели эти бочки, все вытекает наружу. А вы представляете, Арктика, многие из здесь находящихся в зале знают, как она уязвима - экологическая среда там. И если сегодня это не начать, то последствия продолжения такой бесхозяйственности могут быть необратимыми.
Мы также не вправе забывать о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных народов Севера, для которых Ямальская тундра, Югорская тайга, Полярный Урал - это родной дом, родина их предков. Самобытность их культуры, образа жизни нужно обязательно учитывать при развитии социальной сферы, систем образования и здравоохранения, формировании информационной среды.
И еще добавлю. Ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учета самых строгих экологических стандартов. Это в полной мере относится и к программе комплексного освоения полуострова Ямал и к планируемому выходу на шельфы Карского моря.
Там мы специально предусматриваем дополнительные требования к компаниям, работающим на шельфе. Это не только наличие соответствующих технологий и специалистов, но и достаточные финансовые ресурсы, которые должны быть в распоряжении компаний и которые в случае форс-мажора позволят реализовать все мероприятия по ликвидации аварий и в полном объеме возместить ущерб окружающей среде.
На Ямале в рамках проекта по сжижению природного газа будем строить наш новый арктический порт Сабетта. Базой для производства СПГ станет Южно-Тамбейское газовое месторождение. Здесь же появится современный завод СПГ и транспортная инфраструктура.
Проект реализуется одной из наших нефтегазовых компаний совместно с иностранными партнерами. Государство со своей стороны возьмет на себя обустройство акватории порта. Общий объем инвестиций, кстати, там - 900 млрд., где-то триллион, может быть, будет, а может быть, даже и больше с учетом всей инфраструктуры. Огромный проект не только для Уральского федерального округа, для страны в целом.
Первые танкеры СПГ должны загружаться на терминалах Сабетты уже в 2018 году. Мы сможем выйти на перспективные рынки и значительно диверсифицировать экспортные поставки и наши экспортные маршруты, не будем привязаны только и исключительно к трубопроводному транспорту.
А если смотреть шире, то строительство нового ямальского порта - это часть большой работы по возрождению Северного морского пути. Сейчас готовится законопроект, который должен урегулировать все вопросы судоходства по Севморпути, в том числе, планируется создать специальную структуру, отвечающую за развитие и эксплуатацию этого стратегического транспортного коридора.
На Оби, других реках должны появиться современные терминалы, в том числе, способные обслуживать суда «река-море». Это даст возможность интегрировать внутренние водные артерии с Северным морским путем. Нам потребуются танкеры, газовозы, суда ледового класса. Это такой, комплексный проект, который потребует участия предприятий из разных отраслей нашей промышленности.
Россия - это великая арктическая держава. Нам без сильного ледокольного флота жить невозможно. И обязательно будем пополнять ледокольный флот страны. В период 2012-2020 годов будет построено не менее трех линейных атомных ледоколов нового поколения, а также на наших верфях будет заложена целая серия ледоколов с обычными двигательными установками. Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики. Это большая, очень масштабная и крайне нужная для страны работа.
Вопрос опережающего развития инфраструктуры - на самом деле, один из ключевых для формирования новых центров нефте- и газодобычи современных промышленных кластеров. Так, мы должны избавляться от старой неэффективной генерации и при этом серьезно увеличивать возможности Уральской энергосистемы, - минимум на треть. Это значит, что в ближайшие десять лет нужно построить новые станции общей мощностью около 10 гигаватт, причем уже в текущем, 2011 году, - в текущем, вот сейчас, - будет введено 2,3 гигаватта. Это блоки Сургутской ГРЭС-2, Среднеуральской ГРЭС, Курганской ТЭЦ-2.
Для сравнения, - не для энергетиков, энергетики знают, что это за цифры, а для тех, кто не в теме, - могу сказать, что сейчас общая мощность энергосистемы Урала - 27,7 гигаватта. Вот общая мощность сейчас - 27,7, а мы должны за ближайшие годы построить 10. Масштаб понятен, наверное, да?
В прошлом году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти - более 500 млн. тонн. Первое место, обогнали все нефтедобывающие страны. Я хочу поздравить наших нефтяников с этим результатом. 500 млн. тонн - это как раз тот оптимальный объем, та планка, которая полностью покрывает и внутренние потребности страны, и экспортные наши обязательства, и такой уровень добычи мы, конечно, должны удерживать в последующие годы.
Что касается сбоев в поставках нефтепродуктов на внутренний рынок - это не зависит от объемов добычи, они достаточны, здесь нам нужно думать над переработкой и над совершенствованием правил, которые стимулировали бы наши нефтяные компании и НПЗ поставлять необходимый продукт в нужном объеме на внутренний рынок.
Подавляющая часть российской нефти, свыше 300 млн. тонн из 500, при этом добыто именно в Уральском федеральном округе. Но мы должны понимать, что Западно-Сибирская нефтяная провинция активно эксплуатируется уже не одно десятилетие. И чтобы сохранить уровень добычи, нам нужны передовые технологии. И нельзя допускать работу по простому принципу: сливки снял и смылся.
Необходимы серьезные инвестиции в геологоразведку, в повышение нефтеотдачи, в последующую рекультивацию территорий. В этой связи существенный резерв - это, конечно, освоение небольших месторождений, использование низкодебитных скважин, тем более, что многие из них находятся в районах с развитой инфраструктурой и не требуют больших затрат на обустройство. В этой связи наша задача - создать максимально благоприятные условия для малого и среднего бизнеса в нефтянке.
Именно эти, такие компании способны дополнительно включить в оборот сотни нефтеносных участков. И, конечно, таким производителям необходимо обеспечить четкий порядок доступа и подключения к магистральным трубопроводам. Это понятная вещь. Это нужно будет обеспечить любой ценой. Чтобы связать перспективные месторождения Ямало-Ненецкого округа и Севера Красноярского края с единой системой трубопроводов, был реализован проект строительства нефтепровода Пурпе -Самотлор. Работы здесь шли с опережением графика. Только в апреле 2010 года было принято решение о строительстве этой трубопроводной системы, а уже в мае 2011 года сварен последний стык на 430-километровой трассе. Это хорошая работа. И уже этой зимой магистральный нефтепровод будет введен в эксплуатацию. Мощность нефтепровода, кстати, 25 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 50 млн. тонн. И он, в том числе, будет использоваться для загрузки нашей магистральной системы к берегу Тихого океана. В дальнейшем до 2015 года нитка нефтепровода будет продлена еще на 490 километров. Таким образом, маршрут Заполярье - Пурпе - Самотлор будет полностью сформирован. У меня нет никаких сомнений в том, что мы это сделаем.
Что касается газа, то его добычу в регионах округа предстоит существенно нарастить на 150 млрд. кубических метров к 2020 году. Кстати, в 2010 году добыча газа на территории Уральского федерального округа составила 571 млрд. кубических метров. Вот 571 было в 2010 году, а на 2020 год мы ставим перед собой задачу - 725 млрд. кубических метров.
Рост существенный, это 16%, но вполне реалистичная задача. Ключевой проект здесь - это освоение уникального Бованенковского месторождения на полуострове Ямал. К месторождению уже подведена железная дорога Обское - Бованенково, построенная в сложных, очень тяжелых геологических и климатических условиях Заполярья. Чтобы не нарушать ранимую экосистему тундры, здесь возвели самый длинный в мире мост за Полярным кругом - почти 4 километра - через пойму реки Юрибей. Кстати, на стройке этой железной дороги успешно работали и студенческие строительные отряды из уральских и других российских вузов. Они очень хорошо себя зарекомендовали, и хочу выразить им слова благодарности.
Сейчас «Газпром» полным ходом ведет освоение самого Бованенковского месторождения и строит систему магистральных газопроводов Бованенково - Ухта. Газ с этого месторождения начнет поступать уже в III квартале 2012 года, а к 2016 году по новому газопроводу будет перекачиваться до 115 млрд. кубических метров ямальского газа. Это хороший такой, существенный вклад региона в общую систему газодобычи страны. К слову, это примерно шестая часть добываемого газа в России. Для справки могу сказать, что в 2010 году в России добыто 650,8 млрд. кубических метров газа.
В России за весь год добыто 650 млрд., а только на Бованенковском месторождении разведанные и предварительно оцененные запасы газа составляют, мы посчитали, 4,9 трлн. кубических метров газа. Огромные мировые запасы.
Вы понимаете сейчас, как после трагедии на «Фукусиме» возрастает роль углеводородов и прежде всего природного газа в мире вообще и в Европе в частности, да и в нашей стране. Это вообще очень такой важный фактор - настоящее наше национальное богатство. Чтобы поддержать выход нефтяников и газовиков на новые месторождения, Правительство использовало целый набор налоговых преференций, в том числе установили нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для проектов нефтедобычи и производства сжиженного газа на полуострове Ямал.
Очевидно, что нефть и газ составляют важнейшую статью доходов бюджета, поэтому мы работаем над тем, чтобы обеспечить баланс между задачей устойчивого наполнения бюджета и потребителями нефтяных компаний и их ресурсов для собственного развития. А инвестиции в развитие ТЭКа России действительно планируются масштабные.
Смотрю на эту цифру, и у самого дух захватывает. Только нефтяные компании должны вложить в ближайшие годы, до 2020 года, 8,6 трлн. рублей, и я не сомневаюсь, что так и будет сделано. Из них порядка 940 млрд. - в геологоразведку и в восполнение сырьевой базы, 5,9 трлн. - в обустройство месторождений, 812 млрд. рублей - в транспортировку сырья; в модернизацию НПЗ - 780 млрд. Наконец-то, решение проблемы полезного использования попутного нефтяного газа - 350 млрд.
Вы понимаете, что это такое? Это ведь не просто наковырять дырок и добыть нефть и газ - это огромные заказы для промышленности, в том числе для промышленности Уральского региона, по производству необходимого оборудования, труб, материалов, оборудования по производству объектов энергетического машиностроения, целый комплекс задач. Вот он рынок колоссальный! Нам нужно только сделать так, чтобы эти средства, прежде всего, доставались нашим подрядчикам и нашим предприятиям, но при этом, безусловно, они должны выходить с конкурентоспособной продукцией и по качеству, и по цене.
Я уже сказал о попутном нефтяном газе, о том, что на его использование планируется в рамках этих программ направить где-то 340 млрд. Горящие факелы над нефтяными месторождениями стали одним из символов нерачительного и архаичного отношения к собственным природным ресурсам у нас. В 2004 году попутный газ использовался на 73%, сейчас компании подошли к рубежу 80%. Требование на 2012 год остается неизменным - 95% полезного использования этого газа. Причем мы должны сделать следующий шаг - не просто применять попутный газ в качестве топлива для электростанций, а еще шире использовать его ценное сырье для комплексной газохимии для производства газомоторного топлива. Как мне говорил один из бывших руководителей «Газпрома», вы знаете, какое это ценное сырье, жалко поставлять даже на электростанции. Я говорю, как жалко? Он говорит