В ПФО проверены все самолеты Як-42, эксплуатация одного остановлена
В Приволжском федеральном округе /ПФО/ завершена проверка технического состояния всех самолетов Як-42, эксплуатация одного самолета остановлена. Об этом сообщил во вторник, 20 сентября, на пресс- конференции начальник управления Госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Сергей Осинский. Проверка проводилась в связи с произошедшей 7 сентября катастрофой Як-42 в Ярославле.
По словам Осинского, в ПФО насчитывается 25 самолетов Як-42, по всей стране - 64. "Всего по результатам проверки в Приволжском федеральном округе была остановлена эксплуатация двух воздушных судов", - сказал Осинский, уточнив, что у одного из самолетов компании "Саратовские авиалинии" "был выявлен агрегат, который вызвал у нас сомнения". Эксплуатация судна была немедленно остановлена. Агрегат, вызвавший сомнения специалистов, оперативно заменили и самолет в тот же день был вновь допущен к эксплуатации.
Претензии проверяющих вызвал также Як-42 компании "Ижавиа" (г.Ижевск) - у него был выявлен ряд нарушений в сертификации. Эксплуатация этого самолета остановлена до устранения замечаний.
У специалистов также были замечания по трем Як-42 в Татарстане. "Эти замечания были связаны с документацией и не требовали остановки эксплуатации воздушных судов, все эти замечания сейчас устранены", - подчеркнул Осинский.
Как сообщал ER.RU, 7 сентября в километре от аэропорта «Туношна» Ярославской области разбился самолет Як-42, на борту которого находились члены хоккейной команды «Локомотив«, направлявшиеся на игру в Минск. Погибли 43 из 45 находившихся на борту лайнера - 36 пассажиров и 7 членов экипажа.
Хоккеист Александр Галимов, который выжил при падении самолета, но получил обширные ожоги, 12 сентября скончался в московском НИИ имени Вишневского, что увеличило число жертв катастрофы до 44 человек.
Единственный выживший в катастрофе - бортинженер Александр Сизов, который находится в институте имени Склифосовского в Москве в состоянии средней степени тяжести.
Среди хоккеистов, погибших в этой катастрофе, 11 иностранцев. Многие спортсмены из ХК «Локомотив» были участниками Олимпийских игр и чемпионатов мира, игроками кубка Стэнли.
Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта). В качестве приоритетных следствие рассматривает две версии - отказ техники и ошибка пилотирования.
Многие версии по катастрофе Як-42 под Ярославлем являются несостоятельными. Об этом в среду, 14 сентября, на пресс-конференции заявил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.
«В частности, это касается версии о том, что разбег самолета происходил, когда не был снят стояночный тормоз у воздушного судна. Также несостоятельным является версия о том, что самолету не хватило дистанции разбега. Фактически на взлетно-посадочной полосе следов торможения не было обнаружено. Что касается длины разбега, то старт начинался почти с торца полосы. И для разбега авиалайнера было 2800 м», - пояснил Окулов.
Вместе с тем, пишет ИТАР-ТАСС, замминистра не исключил нарушения центровки авиалайнера, заключающейся в том, что большая часть пассажиров и грузов располагались в носовой части самолета.
По словам Окулова, бортовые самописцы после крушения самолета сохранились в хорошем состоянии. Также удовлетворительно проводится расшифровка записанной на бортовых самописцах информации. «Я думаю, что все это позволит достоверно установить причины авиакатастрофы. Пока же говорить о них в настоящее время представляется преждевременным», - подчеркнул Окулов.
Первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980 года. К 1993 году было построено около 100 самолётов. Из-за частых колебаний хвостовом оперении с Як-42 было связано много лётных проишествий. Поэтому Як-42 в СССР был выведен из эксплуатации. В 1985 была выпущена новая модификация самолёта, в результате чего Як-42 вновь был принят в эксплуатацию. Этот самолёт никогда не экспортировался, но сдавался в аренду в страны Африки, на Кубу, в Пакистан и Югославию).
Пассажирский самолет Як-42 предназначен для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. К созданию самолета Як-42 в ОКБ А. С. Яковлева приступили в конце 1972 года в связи с потребностью Аэрофлота обновить парк ближнемагистральных самолетов, заменив устаревшие Ил-18 и Ту-134. Первый полет опытной модели самолета Як-42 состоялся 7 марта 1975 года. В 1980 году самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию, а с 1981 года вышел на международные авиалинии.
Як-42 стал первым российским самолетом, который прошел полную международную сертификацию, был допущен к полетам без ограничений во всех европейских государствах и эксплуатировался в более чем 130 странах мира. Як-42 с успехом эксплуатируется на международных линиях даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя. Последние десять лет, по данным ФАИ, Як-42 имеет самые высокие показатели безопасности полетов. В начале 1988 года началось производство усовершенствованной модификации самолета, Як-42Д, в которой были увеличены взлетная масса и дальность полета. По внешней компоновке самолет Як-42 представляет собой моноплан со свободнонесущим низкорасположенным стреловидным крылом и имеет стреловидное хвостовое оперение с верхним расположением стабилизатора.
ЯК-42 - первая серийная модификация ЯК-42Д - модификация с большей взлетной массой и дальностью полета, увеличенным запасом топлива Як-42Ф - модификация для аэрофотосъемки, оснащен двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещаются электрооптические датчики. Як-42М - модернизированная версия ЯК-42Д с новыми двигателями и цифровым пилотажно-навигационным комплексом Як-142 (Як-42А) - вариант самолета Як-42Д с более совершенным оборудованием, повышенным комфортом пассажирского салона и меньшим уровнем шума.
Автономный пуск двигателей, бортовой и хвостовой трапы для входа в пассажирский салон дают возможность эксплуатировать самолет на малооборудованных аэродромах. В нижней части фюзеляжа, под полом, расположены два грузовых отсека большой емкости для перевозки грузов, почты и багажа в стандартных контейнерах, погрузка производится через наружные бортовые люки.
Компоновка пассажирского салона в 100местном варианте выполнена по схеме "багаж при себе". Два бортовых трапа - один в хвостовой части, другой на левом борту фюзеляжа - сокращают погрузочно-разгрузочное время. Багажники и гардеробы располагаются непосредственно у входа. Встречные потоки пассажиров исключаются.