В Госдуме поддерживают введение института уголовной ответственности юрлиц
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат от Краснодарского края Александр Ремезков внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц».
По его словам, международный опыт свидетельствует о том, что юридические лица способны выступать в роли самостоятельного субъекта преступления, осуществляющего волевые действия посредством своих органов управления, а соответственно, и подлежать уголовной ответственности.
«Только за счет введения уголовной ответственности юридических лиц можно осуществить экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих у нас в стране терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также причастных к другим транснациональным преступлениям, совершаемым на территории России, - заметил Ремезков. - Только введение данного института обеспечит репатриацию капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж, позволит вернуть в страну украденные деньги».
Депутат сообщил, что данный законопроект подготовлен во взаимодействии со Следственным комитетом РФ, поддержан Росфинмониторингом, Центробанком РФ, Финансовым университетом при Правительстве РФ. «В марте этого года на базе Юридического факультета МГУ прошла Российско-Французская научная конференция, посвященная тематике уголовной ответственности юридических лиц. Большинство ее участников поддержали эффективность этого правового института», - рассказал он.
Внесенным законопроектом предполагается, что уголовная ответственность юридических лиц будет наступать почти по четырем десяткам статей Уголовного Кодекса Российской Федерации. «На фоне существующего мирового опыта такой подход является наиболее либеральным», - считает Ремезков.
Исключительная мера наказания - запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, принудительная ликвидация юридического лица и обращение его имущества в доход государства (после удовлетворения требований кредиторов) – предусмотрена за особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности и мира.
За менее опасные деяния проектом закона предусмотрены два вида штрафов – в виде единовременной выплаты в размере от двухсот тысяч до тридцати миллионов рублей (фиксированный штраф), а также в виде выплаты в размере, кратном полученному организацией преступному доходу, причиненному преступлением имущественному ущербу или стоимости приобретённого преступным путем имущества (кратный штраф). При назначении штрафа учитывается имущественное положение виновного юридического лица.
«Такие виды наказаний, как лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также лишение права заниматься определенным видом деятельности могут назначаться исключительно по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении которой было совершено преступление», - пояснил парламентарий.
Он также отметил, что предусмотренная законопроектом уголовно-процессуальная форма привлечения юридического лица к уголовной ответственности гарантирует подозреваемому или обвиняемому юридическому лицу такой объем уголовно-процессуальных прав и гарантий, который фактически соответствуют правам и гарантиям подозреваемого и обвиняемого физического лица.
Также предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности физического лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести исключительно в интересах юридического лица, при этом не получившего никакой имущественной или иной личной выгоды в случае если уголовной ответственности за то же деяние подлежит юридическое лицо.
Обвиняемое или подозреваемое юридическое лицо сможет само определить своего представителя в уголовном процессе или он может быть назначен следователем. Участие представителя во всех процедурах уголовного судопроизводства будет обязательным. Это делается для того, чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны правоприменительных органов и обеспечить неукоснительное соблюдение прав и законных интересов юридических лиц.