В Госдуме обсудили вопросы налоговой политики
Основные направления налоговой политики обсудили в Госдуме во вторник, 2 июня. Подводя итоги парламентских слушаний, председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров заметил, что прозвучавшие выступления позволят ответить на важные вопросы, которые стоят перед страной. Обратившись к тексту исходного документа, представленного в Госдуму, Макаров констатировал, что «из всех существующих глобальных вызовов авторы документа видят только один – активное использование налогоплательщиками различных способов (законных и полузаконных) минимизации своих налоговых обязательств».
«То есть, «негодяи - налогоплательщики» – и это главный вызов – не хотят платить налоги. Что касается всего остального – отток капитала, снижение инвестиций, замедление темпов экономического роста – это вызовы гораздо меньшие, чем то, что только что было названо», - сыронизировал глава бюджетного комитета, усомнившись, что существующие предложения смогут обеспечить сбалансированность налоговой политикой.
По мнению Макарова, крайне важен ответ на вопрос является ли наша налоговая система конкурентоспособной. «Мы услышали ответ на этот вопрос: нет, не является. Можно очень долго обсуждать: запредельная ли у нас налоговая нагрузка или, в общем, ничего себе, как нам здесь сказали – она соответствует потреблению на душу населения и т.д. Но нам дали сравнения по налоговой нагрузке не с ФРГ или США, а со странами БРИКС и неожиданно выяснилось, что вот тут-то мы и неконкурентоспособны: налоговая нагрузка абсолютно чрезмерна», - отметил парламентарий.
Макаров напомнил, что проект Основных направлений налоговой политики предварительно обсуждался на совещание в правительстве. Тогда звучала необходимость согласования конкретных положений, о которых, в том числе, сегодня говорили представители бизнеса. «Мы слышим – предстоит углубить, предстоит усовершенствовать, предстоит проделать большую работу. Что изменилось с тех пор, как мы это обсуждали у председателя Правительства? Ничего. И это главное, на что хотелось бы обратить внимание», - заявил он.
Председатель бюджетного комитета обратил внимание на законопроект Ханты-Мансийского законодательного собрания о налоге на финансовый результат.
«Многие – и губернаторы, и бизнес – говорили о том, что это очень важный закон. Хотя по этому законопроекту претензий очень много, есть категорический противник – Министерство финансов. В Думе проведены парламентские слушания. Но семь месяцев мы не можем получить заключения на данный законопроект. Семь месяцев Дума просто не имеет возможности его рассматривать. И мы ничего не можем с этим сделать», - возмутился парламентарий.
Продолжая выступление, председатель бюджетного комитета обратил внимание присутствующих на прозвучавшую ранее фразу министра финансов: «Вопрос налоговой нагрузки – это общественный выбор», а также процитировал министра экономического развития: «Налоговая система – это общественный договор».
«У меня есть только один вопрос: если это общественный договор, то кого с кем? Ощущение, что в Министерстве финансов считают, что это общественный договор различных кабинетов Минфина, а я по наивности своей считал, что это договор с обществом. До тех пор, пока мы будем считать, что мы договоримся между собой, всё будет оставаться так, как было», - заметил Макаров.
Он также обратил внимание на неоднозначную ситуацию с мораторием на регистрацию новых консолидированных групп налогоплательщиков, который необходим для предотвращения увода налоговой базы регионов. С одной стороны, есть решение о продлении моратория, основанное на изучении ситуации и данных Счетной палаты, а с другой стороны, неделю назад на совещании в Минфине замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что уже обещана компаниям возможность регистрации с 1 января.
«Получается, наши решения никому не нужны, потому что уже кто-то кому-то пообещал, что с 1 января они могут зарегистрироваться! - возмутился Макаров. - А что с выпадающими доходами регионов? Хочу напомнить, что Министерство финансов не заложило средств на компенсацию этих выпадающие доходы регионов. И если в 2013-ом году, когда мы это обсуждали, у нас выпадающие доходы были 24 млрд. То в 2014-ом – уже почти 70 млрд.! И мы будем вынуждены принять решение о компенсации этих выпадающих доходов регионам, когда будем рассматривать как поправки в бюджет-2015, так и, соответственно, бюджет 2016-го года. Я думаю, что ни у кого не должно быть сомнений, что мы найдем источник, из которого эти средства можно выделить».
Макаров напомнил о выступлении фермера на прямой линии с президентом РФ, заметившего, что налоговая система сложна и запутана - из-за 4-х операций необходимо 129 страниц подать по НДС.
«Это диагноз нашей налоговой системы или приговор?» - задался вопросом депутат, призвав предложить лекарство от этой болезни. По мнению Макарова, после парламентских слушаний этот вопрос должен быть заслушан «Открытым правительством» с участием бизнес - сообщества.
Председатель комитета по бюджету и налогам констатировал, что приходится возвращаться к некоторым общим и очень важным вопросам налогообложения. «Никогда в жизни налогоплательщик не будет платить налоги, если он считает их несправедливыми. А несправедливые - это не только ставки, которые у нас запредельные. Это еще и то, куда эти налоги идут», - уверен депутат.
Макаров напомнил, что 23 июня в соответствии с Постановлением Госдумы состоятся парламентские слушания, на которых будет обсуждаться эффективность бюджетных расходов. «Мы посмотрим, как тратятся доходы, которые платит налогоплательщик», - заметил он, добавив, что в соответствии с законом о парламентском контроле, документы на эту тему должны были быть присланы Правительством в Госдуму.
«Сегодня налоговая система функционирует только за счет очень серьезных улучшений качества администрирования работы федеральной налоговой службы. Но почему-то надо отрезать курочке, приносящей золотые яйца, голову. Поэтому из года в год сокращаются им то численность, то финансирование. Как я понимаю, на это направлены и попытки сократить расходы на Счетную палату, причем так, что уж, по-моему, от Счетной палаты тогда проще отказаться. Но с учетом тех поручений, которые дает президент, о необходимости проверить – на что идут деньги налогоплательщиков, нам придется очень серьезно рассматривать», - четко обозначил свою позицию глава думского комитета.
Обратив внимание на выступление руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, который охарактеризовал как колоссальное достижение открытие ЦОДа (Центр обработки информации) и рассказал о появившихся в связи с этим возможностях контроля, Макаров поставил вопрос о принципиальном изменении подхода к налоговым проверкам.
«Может быть в том виде, в котором у нас сейчас существуют камеральные проверки – они просто не нужны больше. Может быть, это следует использовать для того, чтобы прекратить вот этот прессинг на налогоплательщиков? Может быть должны поменять, наконец, парадигму мышления? Но вот этого, к сожалению, ничего в основных направлениях налоговой политики нет» - констатировал парламентарий.
Завершая выступление, Макаров заметил, что представленный на парламентские слушания материал «пока сыроват».
«Безусловно, нам предстоит в самое короткое время разработать рекомендации парламентских слушаний с тем, чтобы учесть все то, что было здесь сказано. Думаю, совместно со Счетной палатой, с Министерством финансов мы сделаем нашу политику еще лучше», - заключил глава думского комитета.