Участники Форума предложили решение проблемы подготовки кадров для новой экономики
На партийном форуме «Образование и наука - будущее России» в Новосибирске в среду, 8 июня, работали пять дискуссионных площадок. Так, в ходе дискуссии «Профессиональные кадры для новой экономики» был затронут ряд важных тем, которые сегодня актуальны для сферы российского образования. Участники площадки обсудили подготовку кадров с высшим образованием, проблемы материально-технического оснащения вузов и состояние студенческих общежитий, повышение престижа инженерных и рабочих специальностей, адаптацию выпускников на рабочем месте и дебюрократизацию работы образовательных учреждений.
Открывая панельную дискуссию, модератор площадки, член Генерального совета «Единой России», первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов отметил, что президентом России была поставлена задача по созданию новых высокотехнологичных рабочих мест в промышленности и ключевую роль здесь играет сфера высшего и среднего профессионального образования.
«Благодаря последовательной и принципиальной позиции «Единой России», в этой области уже удалось добиться многого: ведущие российские вузы начали получать ощутимую финансовую поддержку, в системе СПО реализуется амбициозный проект «Топ-50 рабочих специальностей», растет количество бюджетных мест на инженерных специальностях в вузах, создан правовой механизм по борьбе с псевдовузами», - подчеркнул Бурматов.
Парламентарий заметил, что у Партии есть еще целый ряд предложений, которые необходимо реализовать в этой сфере, а также - ряд претензий к деятельности профильных ведомств. В частности, по словам Бурматова, серьезные нарекания вызывает формальный «механический» подход к оптимизации сети высших учебных заведений, который демонстрирует Министерство образования.
«Партия «Единая Россия» против бездумного сокращения вузов и практики административного произвола в этой сфере. Мы не видим панацеи в «механическом» и, зачастую, произвольном укрупнении вузов и выступаем за бережный, вдумчивый и дифференцированный подход к каждому учебному заведению. Их нельзя «ломать через колено», - заявил модератор площадки.
Он также затронул проблему бюрократизацию системы образования. «Партия также будет настаивать на сокращении объема проверочных мероприятий как в отношении учреждений СПО, так и в отношении вузов, которые не должны работать на многочисленные контролирующие и надзорные ведомства, превращаясь в конвейер по штамповке отписок и отчетов», - подчеркнул Бурматов, добавив, что «Единая Россия» выступает за снижение бессмысленной бумажной нагрузки на учебные заведения.
Соведущий дискуссионной площадки, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов поблагодарил «Единую Россию» за конструктивную критику и плодотворное сотрудничество, добавив, что то, что уже сделано, заслуживает достаточно позитивной оценки. В качестве примера он привел проект подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, который реализуется уже третий год. В рамках проекта проводится целевая подготовка студентов, в том числе на предприятиях, которые выпускают продукцию ОПК.
Другой соведущий дискуссионной площадки, ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев заметил, что качество будущих профессиональных кадров во многом зависит от качества общего образования. По его мнению, именно во время дошкольного и школьного образования можно развить природные задатки детей. «В школе должны работать современные педагоги, которые владеют новыми профессиональными технологиями, которые работают в условиях быстро возрастающих запросов», - уверен участник Форума.
Он добавил, что вузы сегодня значительно увеличили присутствие в аудиториях работодателей, которые регулярно работают со студентами. Эта мера позволяет повысить практико-ориентированность системы образования.
Исполняющий обязанности ректора «Вятского государственного университета» Валентин Пугач обратил внимание модератора и участников площадки на проблему демографии и падения количества выпускников школ.
«В Кировской области объединение стало единственным выходом из ситуации для двух вузов», - отметил Пугач, рассказав о том, как проходила реорганизация Вятского государственного университета и Вятского государственного гуманитарного университета.
Этот шаг позволил участвовать в конкурсе на создание опорного вуза, в котором приоритетными стали инженерное и педагогическое направления. «Приоритет развития университета совпадает с теми кластерами, которые реализует правительство Кировской области», - подчеркнул Пугач.
Проректор по научной работе Новосибирского государственного технического института Алексей Вострецов рассказал о реализации проекта подготовки новых кадров для ОПК, в котором участвует вуз. Создание подобной программы он назвал правильным решением, заявив, что ОПК - локомотив для научного прогресса страны. Он также предложил создавать целевые программы с учетом потребностей конкретных предприятий, что позволит сократить время подготовки выпускника, и активнее вовлекать высококвалифицированных специалистов с предприятий в образовательный процесс.
В качестве примера эффективной работы по адаптации молодых специалистов директор НАЗ им. В.П.Чкалова, заместитель генерального директора ПАО «Компания «Сухой» Сергей Смирнов привел работу авиастроительного клакстера, который существует в Новосибирске с августа с 2011 года. По его мнению, такой кластер является оптимальной формой подготовки специалистов для авиационной отрасли. Среди принципиальных вопросов он назвал «максимально возможную адаптацию к рабочему месту и к той работе, которую проделывает человек». Так, текучесть специалистов после обучения в кластере составляет не более 2-3 процентов.
Одной из важных тем дискуссионной площадки стала нехватка профессиональных кадров для реальных отраслей экономики. Секретарь первичного отделения местного отделения Дзержинское Новосибирского регионального отделения Партии, директор ООО «Олвис-Контакт» Олег Мирошников поднял проблему выбора вуза абитуриентами при поступлении. «Сегодня в вузах не проводится тестирование, зачем выпускник пришел в вуз, и будет ли работать по профессии», - отметил он.
Партиец предложил возродить систему подшефных школ у заводов, систему производственного обучения в школах. По его мнению, это отличная мотивация для школьников в выборе профессии. «Надо воспитывает профессиональные кадры со школьной скамьи, - подчеркнул Мирошников. - Тогда в стране не будет профессионального голода».
Секретарь первичного отделения местного отделения Коченевское Новосибирского регионального отделения Партии, глава крестьянского фермерского хозяйства Новосибирской области Владимир Василенко в ходе дискуссии высказал ряд интересных идей. Он предложил при составлении учебных планов включать в комиссии ведущих специалистов отрасли и стимулировать учебные заведения заключать договора с передовыми предприятиями. «Так быстро идет прогресс, что выпускники приходят на производство, где уже сменилось оборудование, на котором они учились», - заметил он.
Участники площадки добавили, что набор компетенций, что дается студентам в вузах и ссузах, должен соответствовать набору компетенций, который требуется на рынке труда.
Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев предложил сделать обязательным профессиональное тестирование, даже если выпускник поступает на контрактной основе. По его мнению, этот шаг даст вчерашним школьникам шанс предупредить ошибки при выборе профессии. Он также предложил возродить практику рабфаков, которая поможет людям, которые осознанно собираются стать специалистами с высшим образованием. Дорофеев считает, что необходимость сдавать ЕГЭ после нескольких лет работы мешает работе социального лифта из рабочих профессий в управленцы.
Подводя итоги площадки, Бурматов заявил, что «Единая Россия» выступает за очень бережный и вдумчивый подход к системе образования, обеспечение социальных гарантий и возможностей для профориентации для молодых людей и качественных условий для преподавательского состава. Только так можно выполнить задачи сфере образования, поставленные президентом страны Владимиром Путиным.