Трибунал по Хиросиме и Нагасаки. Статья Андрея Исаева
На минувшей неделе в МГИМО под эгидой Российского исторического общества состоялся круглый стол под председательством спикера Госдумы Сергея Нарышкина. В заседании приняли участие специалисты по международному праву, ученые-историки, эксперты в области дипломатии. Обсуждали вопросы, связанные с 70-летием атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Основная идея, прозвучавшая на этом круглом столе из уст Сергея Нарышкина и поддержанная всеми участниками дискуссии, заключается в том, что необходимо создать международный трибунал, который бы дал правовую оценку атомной бомбардировке японских городов. Мы понимаем, что сейчас уже нет в живых ни тех, кто отдавал приказы, ни тех, кто их исполнял. Но нужно, чтобы человечество имело единый взгляд на те события.
Сегодня большинство людей в мире, разбирающихся в истории, справедливо называют атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки преступлением против человечества. Однако Соединенные Штаты Америки официально продолжают считать это чуть ли ни геройством, чуть ли ни подвигом, совершенным их политическим руководством и военными. А значит, подобного рода действия могут повторяться, для достижения провозглашенных целей могут применяться преступные методы воздействия на мирных людей.
Для подавляющего большинства граждан России, примерно для 86% населения, по данным социологических исследований, бомбардировка японских городов — военное преступление. С моей точки зрения, это, безусловно, верное определение. Более 90% пострадавших в результате бомбардировок Хиросимы и Нагасаки — мирные жители. Количество жертв астрономично. В Хиросиме общее количество погибших в 1945 году составило около 166 тысяч человек, а по истечении пяти лет число умерших из-за бомбардировки и ее последствий, в том числе от рака, уже превысило 200 тысяч. В Нагасаки количество погибших сразу после взрыва или вскоре после него достигло 80 тысяч человек, а пять лет спустя, когда проявились его долгосрочные воздействия, их было уже более 140 тысяч. Люди продолжали страдать из поколения в поколение: не только те, кто попал под облучение, но и их дети и внуки.
Никакого военного значения ни Хиросима, ни Нагасаки в тот момент не имели. Их бомбардировка была актом устрашения властей Японии и руководства Советского Союза.
Доказательством того, что это был обдуманный акт, направленный в первую очередь против нашей страны, являются и события февраля 1945 года. Тогда Великобритания и США фактически провели генеральную репетицию удара по Хиросиме и Нагасаки. Я имею в виду знаменитую бомбардировку Дрездена. Трехдневными налетами американская и английская авиация практически стерла город с лица Земли. 80% зданий были повреждены, 50% жилья — уничтожено, погибло 135 тысяч человек. В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура которого доходила до 1500 градусов, многие сгорели заживо. Были разрушены 50 культурно-исторических объектов, 11 церквей, 19 больниц, 39 школ. Уже тогда военные эксперты понимали чрезмерность этих мер.
Действия в отношении Дрездена, Хиросимы и Нагасаки являются преступными с точки зрения международного гуманитарного права. Об этом говорили на круглом столе специалисты в области юриспруденции. Они ссылались на конкретные конвенции, заключенные еще в XIX – начале XX века, которые запрещают подобные методы ведения войны. США присоединились к этим конвенциям, и поэтому должны нести полную ответственность как государство за их грубое нарушение, за варварские бомбардировки городов, за убийство мирных жителей.