Торговые сети Владимирской области готовы исполнять требования нового закона
Предварительные итоги по результатам проведенных мероприятий в рамках работы мониторинговой группы «Честная цена» были озвучены в четверг, 18 августа, на заседании круглого стола.
Как сообщил руководитель региональной мониторинговой группы Роман Кавинов, со Владимирской области 131 предприятие взаимодействует с торговыми сетями. В регионе 256 торговых сетей, из них 240 - региональные, 10 - федеральные.
Во многом отношения между производителями и представителями торговых сетей зависят от грамотного регулирования и взаимных уступок при соблюдении новых правовых норм, отметил Кавинов. Наличие новых соглашений должно вести к формированию честной цены, т.к. это возможно при достижении равных условий как для производителей, так и сетевиков.
Все собравшиеся отметили, что одна из главных проблем реализации закона заключается в высоком проценте возврата. Так при производстве хлебокомбината 28 тонн продукции в день в месяц торговые сети возвращают 60 тонн. При выручке 40 миллионов рублей в месяц хлебокомбинат теряет три миллиона рублей на возвратах.
Существует и проблема ввода новой продукции на прилавки федеральных сетей - из существующих 100 позиций продукции одного из производств в федеральных сетях представлено 4.
Руководитель проекта «Народный контроль» Дмитрий Павлов не исключает возможности поиска торговыми сетями «путей обхода» нового федерального законодательства и предложил приложить максимум усилий чтобы сетевики не предпринимали попыток компенсации убытков.
Кавинов подчеркнул, что по предварительным результатам, торговые сети, работающие на территории области, готовы исполнять требования нового закона, в настоящее время ряд из них уже приступил к работе по переоформлению договоров с производителями на новых условиях.
Федеральной антимонопольной службой по Владимирской области организована работа по контролю за наличием на Интернет-сайтах торговых сетей информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
Проведенный в июле-августе мониторинг розничных цен на продовольственные товары не выявил их резких изменений. Данная работа будет продолжена в течении августа-сентября.
Также, по его словам, доля товарооборота местных и региональных торговых сетей во Владимирской области существенно ниже (и продолжает снижаться) доли товарооборота Федеральных торговых сетей. Члены мониторинговой группы и участники рынка отмечают данный фактор как отрицательный, так как это приводит к снижению доходной части регионального и местных бюджетов. Кроме того, малые и средние предприятия производители продовольственных товаров, практически не могут стать поставщиками Федеральных торговых сетей, поскольку не соответствуют предъявляемым сетями требованиям по объемам поставляемой продукции. А снижение доли местных торговых организаций, в свою очередь, не позволяет нарастить объемы производимой продукции.
Членами мониторинговой группы признан положительным опыт проведения областных и муниципальных ярмарок, как механизма создания альтернативных площадок для организации торговли без посредников. Рекомендовано и в дальнейшем продолжать эту работу.
"В ходе обработки опросных бланков и личного общения с региональными производителями получена информация о существовании схем «теневых вознаграждений», требуемых от производителей за присутствие их товаров на прилавках Федеральных сетей. К сожалению, принятый закон данную проблему не решает. Также производители, сотрудничающие с Федеральными торговыми сетями, продолжают фиксировать существенные убытки, связанные с наличием в договорах поставки требований о возвратах им не реализованного торговыми сетями товара", - отметил руковоидетль группы.
В целом отмечая безусловно положительные нововведения, внесенные принятием ФЗ №273, участники региональной мониторинговой группы считают необходимым продолжить работу по совершенствованию в Российской Федерации антимонопольного и регулирующего торговую деятельность законодательства с целью дальнейшего уменьшения возможностей различных злоупотреблений крупными федеральными торговыми сетями в их взаимоотношениях с региональными производителями продовольственных товаров, а также по обеспечению возможности присутствия на прилавках продукции малых предприятий.