Тен рассказал о принципах распределения региональных дорожных фондов
В среду, 18 февраля, состоялось общее собрание Иркутского областного Совета депутатских объединений ВПП «Единой России». Депутат Госдумы Сергей Тен принял в нем заочное участие, проинформировав Совет об изменении законодательства в части дорожных фондов и финансирования дорожной деятельности.
Тен отметил, что в 2014 году Правительством РФ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ в части наполнения федерального и региональных дорожных фондов (налоговый маневр). Теперь акцизы от автомобильного топлива - это на 100% региональный источник наполнения дорожных фондов. Выпадающие доходы, возникающие за счет снижения акцизов, будут компенсироваться из федерального бюджета за счет трансферта в размере 21,8 млрд. руб. Также в акцизах на топливо с 2015 года учтен дополнительно 1 рубль на литр топлива. Благодаря чему в региональные дорожные фонды дополнительно направят из федерального бюджета 69,3 млрд. руб. на цели удвоения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог.
Из данных трансфертов Иркутская область получит по первому траншу 361 млн. руб., по второму 917 млн. руб., приведённые цифры не учитывают планируемые Правительством РФ сокращения бюджетных расходов на 10%. Порядок распределения средств по второму трансферту в настоящий момент не утвержден Правительством РФ и находится на рассмотрении.
«При этом есть большая вероятность,- отмечает депутат,- что регионы недополучат в 2015 году существенную часть прогнозируемых Министерством финансов РФ акцизов от автомобильного топлива из–за неправильного распределения по классу топлива при составлении прогноза и нестабильной экономической ситуации в стране. В 2014 году из-за неправильно спрогнозированных поступлений акцизов регионы недополучили более 80 млрд. руб. Поэтому ситуация с финансированием дорожной отрасли не улучшится».
Для муниципальных дорожных фондов,- как отмечает федеральный законодатель,- прогнозируется ухудшение ситуации, т.к. 10% от акцизов на автомобильное топливо поступают из регионального дорожного фонда и не учитывают трансфертов из федерального бюджета. Поэтому направление дополнительных средств в муниципальные образования будет полностью зависеть от властей региона.
Тен также отметил, что в 2014 году в Бюджетный кодекс внесены существенные изменения, которые касаются принципов распределения дорожных фондов. Разрешено 5 процентов региональных фондов использовать не только для проектирования, строительства, реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также для их капитального ремонта и ремонта; не требуется также обязательного наличия свидетельства о регистрации автомобильных дорог в собственность при распределении ассигнований в муниципальные дорожные фонды, добавлено, что при расчете указанных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
«Сегодня мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции включены в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Они исключены из подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». При этом на 2015 год Иркутская область подала всего пять заявок на финансирование, при том, что по России субъектами заявлено более 900 объектов на общую сумму более 24 млр рублей. Исходя из представленных данных видно, что от многих регионов поступили заявки на десятки объектов. При этом Минсельхоз РФ должен будет отобрать в три раза меньше объектов для выполнения работ в 2015 году. Это говорит о низкой активности муниципальных образований Иркутской области в этом направлении. Хотя по данным статистики более 170 населенных пунктов области не имеют круглогодичной транспортной связи с дорожной сетью общего пользования области», - подчеркнул Тен.
«Считаю, что сегодня целесообразно создавать муниципальные дорожные фонды на уровне городских администраций и муниципальных районов. Это позволит систематизировать подход к формированию планов и эффективнее использовать финансовые ресурсы. Руководителям регионов и муниципалитетов нужно перестать перенаправлять дорожные средства на другие социально значимые, но не дорожные проекты. Нужно незамедлительно начать решать вопрос контроля весовых параметров грузовых транспортных средств, а также по принятию мер административного воздействия в отношении нарушителей. В ближайшее время будет принят закон об ответственности организаций, осуществляющих погрузку транспортных средств, со штрафами до 400 тыс. рублей. Не решив вопрос контроля над движением тяжеловесных транспортных средств, мы не сможем обеспечить эксплуатацию автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями», - резюмировал Тен.