Страна нуждается в системной подготовке инженерных кадров – Саенко
Технологическая модернизация России в условиях жесткой санкционной политики Запада сегодня немыслима без развития и совершенствования инженерного образования, которое при этом должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы, заявила депутат парламента Кабардино-Балкарии, заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Татьяна Саенко, комментируя ER.RU Послание президента РФ Федеральному собранию
«Форсированное развитие экономики страны невозможно без подготовленных для работы в современных условиях кадров. Особое внимание в своем послании президент обратил как раз на качество подготовки кадров рабочих и инженерных специальностей. Эта проблема, в общем-то, не нова, последние пять лет она регулярно поднималась руководством страны, рассматривалась на различных уровнях», - заметила Саенко.
По её мнению, замечания президента по поводу содержания инженерного образования в вузах Росси более чем справедливы.
«Традиционная система подготовки инженеров строится на предметных курсах и лабораторных занятиях, что представляет собой предметно-дисциплинарную модель. Однако современная экономика требует внедрения новых технологий подготовки инженеров, и многие вузы активно реагируют на изменившиеся требования рынка труда.
Чаще всего наблюдается отсутствие взаимосвязи вуза и производства. Кампании (промышленные, строительные и др.), куда студентов направляют для прохождения производственной практики, проявляют абсолютную незаинтересованность в осуществлении наставничества. Кроме того, в сообществе технических вузов до сих пор бытует неоднозначная оценка введения двухуровневой системы образования, что, по мнению многих специалистов, может негативно сказаться на качестве подготовки инженерных кадров», - считает Саенко.
Депутат обращает внимание на то, что истоки перечисленных проблем, во многом кроются в качестве подготовки выпускников средних школ.
«Как известно, суть инженерной деятельности выражается в том, что инженер владеет способами материализации идей в виде опытного образца. В основе этого − навыки проектирования, работы с чертежами, графиками, расчетами, моделями и т.д., которыми студент должен овладеть в совершенстве в процессе обучения в вузе. Успешность их освоения зависит от того, имеет ли студент инженерного факультета хорошую базовую подготовку по предметам естественнонаучного цикла, полученную в школе. В первую очередь, необходимы глубокие знания по математике, физике и, безусловно, требуются навыки черчения. Но как свидетельствуют данные Рособрнадзора, в целом по Российской Федерации выпускники из года в год показывают невысокие результаты ЕГЭ по точным дисциплинам, а например, такой предмет как «черчение» уже давно исчез из школьных учебных планов», - рассуждает Саенко.
Парламентарий уверена, что интерес к профессии инженера раньше прививала и система дополнительного образования детей через занятия в технических кружках и станциях юных техников. В постсоветский период эта система была практически разрушена, и сегодня вряд ли возможно восстановить ее в прежнем формате. Финансирование дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления, а учитывая состояние местных бюджетов, особенно в дотационных территориях, рассчитывать на реанимацию и развитие сети учреждений дополнительного образования технической направленности не приходится. Однако, по мнению Саенко, решением этой задачи, поиском и внедрением новых форм подготовки инженерных кадров и должны озаботиться региональные власти.