Справедлив ли скепсис по отношению к российской вакцине от коронавируса? Мнение депутатов «Единой России»
О том, что первую в мире вакцину от коронавируса зарегистрировали, сообщил Президент России Владимир Путин 11 августа. Вакцина, разработанная Центром имени Гамелеи получила название «Спутник V». С того момента начались споры — это называли и пропагандой, в СМИ о препарате высказывались со скепсисом. ER.RU пообщался на этот счет с депутатами Госдумы от «Единой России», которые напрямую связаны со здравоохранением.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья, координатор партпроекта «Единой России» «Здоровое будущее» Дмитрий Морозов подчеркнул, что для него вопрос безопасности вакцины закрыт.
«Сейчас проходит этап пострегистрационных клинических исследований. Все больные будут обследованы. Есть некоторое поспешание, но это не безрассудная спешка — здесь все заключается в возможности спасти как можно больше жизней. Я часто в таких случаях употребляю слово «обоснованно». В медицине бывают сложные ситуации, которые требуют принятия определенных решений. К примеру, человек, который не делает операции, спрашивает хирурга: «Нужно ли было делать в этой ситуации резекцию печени»? Специалист ответит: «Это было обоснованно»», — сказал Дмитрий Морозов.
Парламентарий подчеркнул, что ситуация с коронавирусом непростая, поэтому нельзя замыкаться в жестких регуляторных рамках — «регламенты живут для нас, а не мы для них». Отдельно Дмитрий Морозов остановился на приложении Минздрава, которое позволяет отслеживать нежелательные реакции у тех, кто получил вакцину.
«Сначала это будут добровольцы, люди из групп риска — учителя, врачи. Затем вакцинация будет массовой. Я думаю, к зиме у нас будет полное понимание ситуации», — заключил он.
Член комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук Борис Менделевич («Единая Россия») подчеркнул, что вакцинация от коронавируса необходима для укрепления иммунитета.
«Разработкой вакцины от коронавируса занималась специализированная организация. К тому же сейчас уже проведены ряд испытаний, в частности прошли испытания на животных и на здоровых добровольцах. Могу сказать, что судя по данным ученых, она достаточно безопасна. В случае же инфицирования вакцина позволит избежать серьезных осложнений. Однако надо помнить, что один из основных законов медицины гласит: лекарство должно быть не страшнее болезни. Поэтому разговаривать об общей вакцинации россиян можно будет только тогда, когда мы получим все результаты», — отметил Борис Менделевич.
Соответственно, до этого, по мнению парламентария, необходимо вакцинировать только тех людей, у кого риск инфицирования коронавирусом выше, чем риск от побочных действий от вакцины. Определение конкретных категорий граждан — предмет обсуждения инфекционистов.
«Именно они на основе результатов испытаний вакцины в реальной практике должны определить, какой категории граждан и в какой дозе она необходима. Далее в зависимости от того, насколько вакцина будет безопасной и эффективной включать в неё различные категории. В частности, Минздрав уже оповестил, что в этом году вакцины от коронавируса для детей не ожидается. Но при этом уже на днях должна стартовать вакцинация педагогов и медицинских работников», — сказал Борис Менделевич.
Он подчеркнул, что одного желания сделать прививку недостаточно. Врач перед вакцинацией должен изучить состояние пациента и в случае противопоказаний отказаться от нее.
«К тому же я хочу напомнить, что в нашей стране вакцинация является добровольной и каждый россиянин, учитывая все «за» и «против» самостоятельно должен принимать решение о ее необходимости. Однако, я бы рекомендовал при принятии решения обязательно изучить научную литературу, а в особенности — последствия от тех или иных заболеваний», — резюмировал парламентарий.
Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров («Единая Россия») назвал российскую вакцину от коронавируса «результатом труда квалифицированной научной команды», которая работала десятилетиями.
«Сейчас мы видим финал работы большого коллектива. В науке так бывает, что результат пригодился только сейчас. Понимая суть разработки вакцины, могу сказать, что она создана по всем научным канонам. Есть побочные эффекты, но они некритичны. Вакцина проверена на токсичность и патогенность», — сказал Александр Петров.
Депутат подчеркнул, что производство вакцины — большая нагрузка на фармацевтические предприятия. Сейчас существуют некоторые логистические сложности — к примеру, перевозить ее можно только при температуре −20 градусов. Однако в финальной форме вакцина будет удобнее в транспортировке.
Депутат Госдумы, доктор медицинских наук, эпидемиолог Геннадий Онищенко («Единая Россия») отметил, что сложности в создании вакцины подобного рода нет — ученые использовали наработки прошлых лет, когда разрабатывали препарат против коронавируса ближневосточного респираторного синдрома в 2012 году. Тогда ученые, по его словам, «провели хорошую тренировку».
«Этот вирус не вариативен — в отличие, к примеру, от вируса гриппа, для которого нужно каждый год разрабатывать новую вакцину. Поэтому мы каждый год и прививаемся — новый штамм пробивает сформировавшийся иммунитет. Недоверие ко всему новому всегда присутствует. Но подчеркну — неэффективную и небезопасную вакцину не стали бы регистрировать. Имунный ответ на нее хороший, она дает высокий титр антител. Все идет своим чередом. Скорость создания — не вектор риска, все этапы она прошла. Не будем нагнетать страх — а наоборот уверенно и оптимистично смотреть на вещи», — сказал Геннадий Онищенко.
Парламентарий подчеркнул, что Россия — исторический лидер в борьбе с инфекциями.
«Скептикам и искателям подвоха скажем, что наша страна имеет определенные традиции в создании вакцин. Мы работали над всеми программами ликвидации инфекций — например, натуральной оспы, самой опасной инфекции всех времен. СССР сначала привила себя, а потом усилиями академика Виктора Жданова доказала эффективность вакцины всему мировому сообществу. Академик Жданов возглавлял институт вирусологии имени Ивановского, который сейчас входит центр имени Гамалеи. Создание вакцины от коронавируса сейчас — это не случайность, а работа, основанная на огромной традиции российской медицинской науки. Мы флагманы всегда были», — подчеркнул Геннадий Онищенко.