Совет законодателей. Статья Андрея Исаева
Россия – федеративное государство, а это значит, что решения по политическим, экономическим и социальным вопросам принимаются органами власти на разных уровнях: и на федеральном, и на региональном. Федеративное устройство позволяет учитывать все многообразие народов, живущих на территории нашей страны, религий и укладов. Например, понятие «многодетность» имеет одно значение в центральной полосе России и совсем другое в республиках Северного Кавказа. А, следовательно, и политику в отношении многодетных семей следует строить, исходя из местной специфики.
Тем не менее, должна существовать единая система законодательства. Нельзя допускать, чтобы законы субъектов Федерации вступали в противоречие с общегосударственными, регионы обязаны следовать логике федерального законодательства.
Напомню, что в СССР существовала система, которая предполагала вертикаль органов законодательной власти. Конечно же, сейчас никто такую вертикаль воссоздавать не собирается. Но определенная координация между законодателями, работающими на федеральном и региональном уровнях, необходима.
Именно поэтому председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступили инициаторами создания Совета законодателей, который позволяет анализировать общее состояние законодательства в России и вырабатывать единые подходы. В этот орган вошли руководители законодательных собраний всех регионов, главы ключевых комитетов Госдумы и Совета Федерации. Он рассматривает законодательные инициативы региональных органов государственной власти, а затем либо рекомендует внести соответствующие законопроекты в Думу, либо направляет их на доработку, либо выносит заключение о нецелесообразности их внесения в парламент.
Совсем недавно Госдума, подчеркивая важность Совета законодателей, ввела поправку в свой регламент, которая предполагает, что при работе с законопроектами из субъектов Федерации ответственный комитет должен принимать во внимание результаты их рассмотрения в Совете.
Не секрет, что раньше подавляющее большинство законодательных инициатив, с которыми выступали регионы, отклонялись Государственной Думой. Это происходило, в частности, потому, что многие инициативы рождались в период предвыборных кампаний и носили популистский характер или были недостаточно продуманы и просчитаны или сформулированы не так, как того требуют параметры федерального законодательства. Теперь, направляя данные инициативы в Совет законодателей, можно доводить их до совершенства и в дальнейшем принимать через Федеральное Собрание.
Совет делится на 12 комиссий по различным направлениям: по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, по вопросам социальной политики, по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции, по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросам экономической и промышленной политики, по проблемам международного сотрудничества, по вопросам интеграции Республики Крым и Севастополя в правовую систему России, по науке и инновационной деятельности.
Летом Совет законодателей продолжает свою работу, и мы надеемся, что благодаря ему инициативы субъектов Федерации будут приниматься нами чаще.