Социальный контракт: что это такое, зачем он нужен и как получить? Разъясняет Инна Святенко
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с отдельными людьми и семьями, доход которых по независящим от них причинам не достигает регионального прожиточного минимума. После его заключения государство обязуется оказать социальную помощь, в том числе определенные услуги, предоставлять денежную выплату или необходимые товары. Получатели в свою очередь берут на себя обязательства пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело. Задача государства помочь людям «встать на ноги», пояснила в комментарии ER.RU председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко.
«В нашей стране есть малоимущие семьи, которые хотят реализовать свой трудовой потенциал и повысить свое благосостояние, однако в силу определенных сложностей не могут это сделать. Например, те граждане, которые хотят с помощью соцконтракта открыть ИП, на полученные деньги могут приобрести расходные материалы и частично возместить стоимость аренды (не более 15% назначаемой выплаты). Это существенная поддержка, которая поможет на первоначальном этапе грамотно распределить финансы», – рассказала сенатор, добавив, что также упрощены правила трудоустройства для граждан с социальным контрактом.
В отличие от выплаты пособий цель социального контракта – помочь нуждающимся перейти на самообеспечение. Его главная особенность заключается в том, что выплаты могут использоваться только по целевому назначению. Для подтверждения целевого использования денежных средств, полученных по социальному контракту, предоставляются товарные и кассовые чеки, договор купли-продажи, расписки и другие формы отчетности.
Недавно в программу внесли изменения, благодаря которым расширились возможности использования предоставляемых средств. Теперь при необходимости их можно будет направить на решение текущих проблем.
«Согласно новым возможностям соцконтракта, нуждающиеся семьи смогут использовать эти деньги на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей», – пояснила Инна Святенко.
Помощь от государства можно получить в виде единовременной денежной выплаты или ежемесячного пособия. Срок – от трех месяцев до одного года. Это зависит от содержания конкретной программы социальной адаптации. Сейчас в 21 пилотном регионе действует около 58 тысяч социальных контрактов. Размер выплаты, которую можно получить, зависит от конкретного субъекта РФ, который самостоятельно определяет его величину.
По словам Инны Святенко, несмотря на то, что многие регионы не вошли в список пилотных, они запустили свои сервисы, позволяющие гражданам раскрыть предпринимательский потенциал, найти новые возможности реализации опыта и обеспечить источники основного или дополнительного заработка. В Москве, рассказала она, действуют «Акселератор карьеры», «Альтернативная занятость», «Обучение и развитие», «Пилотный проект по повышению доходов малоимущих семей с детьми», «Работодатель – партнер».
Для того, чтобы оформить социальный контракт, необходимо обратиться в органы социальной службы. При этом не обязательно выбирать именно то отделение, которое находится по месту регистрации заявителя – можно выбрать службу по месту пребывания. В заявлении для участия в программе надо указать повод, по которому подается заявление, какой вид помощи оформляется, на кого будет распространяться действие контракта. Вместе с заявлением надо предъявить документы, удостоверяющие личность, справки о составе семьи, доходах, имуществе.