Социальные фонды России. Статья Андрея Исаева
На прошлой неделе в Госдуме отчитались о своей работе за 2014 год Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
В 2014 году они выполнили все социальные обязательства перед гражданами в полном объёме. Индексации пенсий и других ежемесячных денежных выплат прошли даже на более высоком уровне, чем изначально планировалось.
Вместе с тем, у нас есть ряд серьезных замечаний.
Во-первых, правительство по непонятным причинам с 2002 года затягивает принятие законов о статусе внебюджетных социальных фондов. То, что фонды действуют не на правовой основе, не являясь органами государственной власти, абсолютно неправильно. Пенсионный фонд, например, должен накладывать взыскания на работодателей. Поэтому надо как можно скорее урегулировать правовой статус фондов и средств, которые находятся в их распоряжении.
Во-вторых, необходимо установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты взносов, как за уклонение от уплаты налогов. Ведь работодатель, не заплативший деньги в фонды, фактически крадёт их у государства и страхователей.
В-третьих, в 2015 году миллиард рублей выделен на строительство и ремонт домов престарелых и газификацию жилья одиноких пенсионеров. Эти небольшие для бюджета Пенсионного фонда средства под контролем депутатов Госдумы целевым образом идут на оказание помощи конкретным людям. Как бы тяжело ни было, уверен, что этот миллиард должен быть сохранен и в бюджете следующего года.
В-четвертых, обозначилась тенденция к снижению обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В 2014 году менее 77% заявок было удовлетворено. Этот показатель хуже, чем в 2013 году. И дело даже не в недостатке средств, а в том, как они доходят: 232,5 миллиона рублей были не реализованы и возвращены в федеральный бюджет.
Напомню, что в 2015 году по настоянию "Единой России" на 10 миллиардов было увеличено финансирование статьи "технические средства реабилитации инвалидов". Эти деньги до сих пор не дошли. Скорее всего, они поступят в ноябре и не будут освоены в полном объеме, по крайней мере, ополовинятся, а оставшаяся часть возвратится в бюджет. Мы требуем, чтобы Минфин изменил свой подход и подобное не происходило впредь.
В-пятых, необходимо обратить внимание на ценовую политику при реализации технических средств реабилитации. Здесь тоже немало проблем. Например, сегодня в России всего три фирмы производят подгузники, которые необходимы для лежачих больных. Между этими фирмами совершенно очевидно существует ценовой сговор, и разница в цене в различных регионах отличается в несколько раз. "Единая Россия" будет настаивать на том, чтобы элементарные технические средства реабилитации закупались на федеральном уровне по единой федеральной программе.
В-шестых, обнаружилась важная проблема в медицинском страховании. По предложению правительства мы приняли закон о том, что региональные фонды ОМС получают дотации из федерального бюджета после уплаты средств за неработающее население. Нам объясняли, что это вопрос финансовой дисциплины. Сегодня мы видим, что у субъектов Федерации просто физически не хватает денег. Получается, что в регионах нет средств на то, чтобы поддержать свои медицинские учреждения, и ещё мы на основании закона лишаем их федеральных денег. Призываю представителей правительства решать вопросы финансовой дисциплины и взаимоотношений между региональными и федеральными чиновниками не за счёт здоровья граждан.
Надеюсь, что все эти замечания будут обязательно учтены при работе над бюджетами фондов на 2016 год.