Системе госзакупок показали новый уровень развития
Впервые о необходимости реформирования системы государственных закупок заявил президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию в ноябре прошлого года. Тогда же Министерство экономического развития приступило к подготовке нового законопроекта «О федеральной контрактной системе» взамен существующего 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Исполняя поручение премьер-министра РФ, лидера «Единой России» Владимира Путина все важные законопроекты выносить на общественную дискуссию, министерства, принимавшие участие в разработке документа о контрактной системе, в четверг, 13 октября, обсудили его с экспертами Общероссийского народного фронта, передает ER.RU.
Обсуждение законопроекта транслировалось на 83 региона, 10 регионов работали с экспертами в режиме видео-связи.
По словам вице-спикера Совета Федерации Светланы Орловой, несмотря на жесткую критику в сторону 94 ФЗ, «он все-таки сыграл важную роль в развитии системы госзакупок». Она отметила, что он фактически «установил правила игры, регламентировал правоотношения» в этой сфере. В результате «сфера госзаказов стала более прозрачной». Была «сформирована единая система госзаказа, работает портал по госзакупкам».
Между тем, Орлова напомнила, что на совещании по проблемам ЖКХ 11 октября президент Медведев потребовал до 1 ноября внести закон об ФКС на рассмотрение в правительство. Президент констатировал, что несмотря на многочисленные поправки в 94-ФЗ в России до сих пор не создана система планирования закупок. При этом, контроль за проведением торгов и их результатами практически отсутствует. Кроме того, недостаточно проработана процедура оценки качества предоставляемой продукции, нет системы установления цены. А за нарушение закона прописана недостаточная ответственность. В целом же «94-й закон не смог решить задачу повышения эффективности расходования бюджетных расходов», отметила Орлова.
Она заявила, что переход на контрактную систему - дело решенное, так как и заказчикам - государственным ведомствам, и поставщикам - бизнесу «необходим комплексный подход к совершенствованию госзакупок, механизм совершенствования контрактов, установление аудита».
Орлова напомнила, что ранее правительство под председательством премьера Путина провело совещание, где были отмечены проблемы действующей системы и найдены их решения. После принятия закона о ФКС к контролю над процессами закупок «будут привлекаться общественные организации».
«Мы сможем планировать систему госзаказов, появится шанс не допустить к торгам аффилированные компании. Будет возможность анализировать размещаемые заказы и конечные итоги. Также сможем обязать заказчиков размещать проектно-сметную документацию на строительство», - заявила вице-спикер Совета Федерации. Она добавила, что также новым законом введется антидемпинговая система: «если при проведении торгов цена падает до 25 процентов от начальной, торги отменяются».
Орлова подчеркнула, что идеальной процедура госзакупок станет тогда, когда «граждане почувствуют качественную услугу и оптимальную цену на нее».
Замминистра экономического развития Алексей Лихачев, в свою очередь, отметил, что общественное обсуждение законопроекта идет с 1 сентября: «уже поступило более 1200 поправок от Интернет-пользователей». Он отметил, что проект закона вывешен на сайте министерства, и каждый желающий может высказать свои предложения. Там же эксперты ведомства размещают свою оценку поступивших «поправок».
«Наша позиции: госзакупки – это фактор экономического развития страны. Сегодня закупки государственного сектора – это 13 трлн рублей, это существующий фактор экономического роста, который необходимо ориентировать развитие отраслей экономики, модернизацию, инновации. Мы говорим об эффективности закупок не с точки зрения экономии бюджетных средств, а с точки зрения эффективного их расходования. Также важен элемент доверия общества государству. Сегодня властные действия в сфере госзакупок оцениваются отрицательно. Поэтому государство должно открыто тратить народные деньги, которые мы называем бюджетом РФ», -заявил Лихачев.
Замминистра экономического развития отметил, что 94-ФЗ сделал свое дело, в частности, в информационной открытости системы госзакупок: «работает общероссийский портал». Также шаг вперед - это электронные аукционы.
«Но концептуально закон уже не соответствует многим методам, в том числе методу минимальной цены. Поэтому был разработан новый законопроект и поправки в сопутствующие законы», - сообщил он.
Закон об ФСК, по словам Лихачева, призван решить проблемы, с которыми не справляется 94-й. К примеру, проблему единственного поставщика. За первое полугодие 2011 года им ушли 43 процента заказов (1,075 трлн рублей), отметил чиновник.
«Эта цифра нас поразила. Сложные закупки явно не умещаются в процедуру электронного аукциона. Поэтому заказчик обходит законы, чтобы разместить заказ у единственного поставщика», - сказал Лихачев. Он добавил: судя по статистике, также «растет количество не состоявшихся процедур – 50 процентов конкурсов за первое полугодие, а это значит, что заказы также ушли к единственному поставщику».
Выход из такой ситуации - сквозной мониторинг и планирование госзакупок, возможность которых дает закон о ФКС. «Заказчик будет вынужден принимать решения ответственно и публично», - уверен Лихачев. Кроме того, «одна из новаций которая включена в закон по результатам общественного обсуждения – реестр недобросовестных заказчиков».
Наряду с этим, по словам Лихачева, в законе будут прописаны многие важные механизмы, которые не доработаны или не учтены в 94-ФЗ. Это контроль процедур и аудит (контролирующие органы смогут выборочно проверить какую-либо процедуру госзаказа), механизмы, связанные с изменением контракта и его расторжением, а также механизмы борьбы с фирмами-однодневками. Будет предусмотрена возможность «регулирования взаимоувязанного цикла: прогнозирование и планирование». «План не висит в воздухе, он увязан с госпрограммами, и в открытом доступе находится иллюстрация того, как госпрограммы превращаются в объекты закупок», - рассказал Лихачев. Кроме того, будут расширены способы закупок и введен параметр предквалификации поставщиков высокотехнологичной продукции - ее заказчик сможет установить в случаях, которые будут предусмотрены правительством РФ.
«Двухэтапный конкурс прописан в законе только в случае наук, искусства и проектной работы, когда невозможно описать конечный итог закупки», - подчеркнул Лихачев.
Замминистра экономического развития отметил, что это далеко не полный перечень новаций закона о ФКС, и все они должны быть обсуждены и скорректированы за достаточно короткое время: «у нас есть всего две недели, чтобы подготовиться к официальным дискуссиям в правительстве».
На вопрос председателя Хакасского Координационного совета ОНФ Федора Герасимова, будет ли принимать закон Госдума пятого созыва, Орлова заявила, что, учитывая многоэтапную подготовку законопроекта и его сложность, принимать его будут уже депутаты шестого созыва. Также хакасские общественники попросили уточнить, каким образом будет осуществляться общественный контроль над системой госзакупок. Лихачев сообщил, что будет создан общественный совет, «где более половины членов будут представлять общественные организации, занимающиеся госзаказами». «Мы уже прописываем процедуру запросов к заказчику», - отметил замминистра экономического развития. Орлова добавила, что заинтересованные в статусе общественных наблюдателей общественники уже сейчас должны готовиться к новой должности: «нужно, чтобы люди, которые будут входить в общественный совет, были подготовлены, чтобы хотя бы прочитали закон».
Орлова также отметила, что в целом в сфере госзакупок остро стоит «вопрос подготовки менеджеров, кадров. Их нет. Зато есть более 100 уголовных дел, криминал "выстраивается в очередь" на конкурсах».
Спикер Мосгордумы Владимир Платонов отметил, что, действительно, криминал в сфере госзакупок «интеллектуально растет»: «он изучает законы». Между тем, по его мнению, «недобросовестные компании выявить легко: надо лишь задать вопрос, почему одна компания несколько лет ничего не выигрывала, а за несколько минут до торгов снимаются». Он также отметил, что людей, «которые готовы отдать свои паспортные данные на регистрацию фирм-однодневок – их тысячи». В свою очередь, Орлова напомнила, что к внесению в Госдуму готовятся поправки, устанавливающие уголовную ответственность для таких людей.
В ходе обсуждения также прозвучала реплика, что закон необходимо сделать более читаемым и сделать какие-то нормы принимаемыми на уровне правительства и законодательных органов регионов. Однако, Орлова уверена, что прямые нормы в законе лучше. «Постановления правительства могут быть оперативными регуляторами, - полагает она. - Не надо забывать, что мы уходим в интеграционное пространство Россия-Белоруссия-Казахстан».
По мнению замдиректора департамента экономического развития ХМАО Ольги Фокиной, обсуждая нормы закона, необходимо подумать и о работе общероссийского портала «Госзакупки», так как уже сегодня сайт не справляется с объемом информации, а контрактная система «предполагает дополнительно размещать на сайте огромный массив данных: планы-графики, отчеты».
Лихачев сообщил, что «технологические решения будут приниматься правительством позднее», однако о формах существования портала ответственные министерства, действительно, задумываются уже сейчас. В частности, прорабатывается версия распределения информации по госзакупкам по нескольким федеральным органам власти. Однако «Минэкономразвития не поддерживает линейное решение, растягивание информации ресурса». По словам замминистра, решение, которое устроит всех, должно подготовить Минкомсвязи. Впрочем, по мнению Орловой, имеет право на существование и идея разделения сайта на восемь округов. «Давайте объявим конкурс, профильный бизнес по конкурсу сможет предложить профессиональные решения», - предложила вице-спикер Совета Федерации.
Между тем, у представителей бизнеса на развитие системы госзакупок есть несколько разных взглядов. Озвучивая, по его словам, «позицию малого и среднего бизнеса» вице-президент «Опоры России» Виктор Климов заявил, что «94-ФЗ уравнял всех, дал возможность малым компаниям приблизиться к госзакупкам и выигрывать».
По его мнению, законопроект о ФКС некоторыми нормами представляет «возможность коррупции», к примеру, нормой о праве заказчика выбирать форму размещения заказа. Кроме того, Климов полагает, что в ряде случаев «недобросовестные заказчики смогут давить на поставщика, а механизма защиты малого бизнеса в законе нет».
«В законопроекте прописано отклонение заявки или аукциона, если цена упала до 25 процентов от первоначальной. Но заказчик может установить цену заведомо завышенную. Важно, чтобы были инструменты и процедуры, которые позволили бы и соблюсти интересы заказчика и делали госзакупки эффективными, но давали возможность конкуренции», - считает бизнесмен. Климов добавил также, что провозглашая принцип общественного контроля, законопроект не закладывает соответствующие процедуры, и, соответственно, «эффекта не будет».
Лихачев отметил, что система защиты малого бизнеса, напротив, в законе прописана: «право заказчика – обременить поставщика на субподряд с малым бизнесом, почему это никого не интересует?» Также замминистра экономического развития убежден в истинности нормы о праве заказчика расторгнуть контракт. При этом, законопроектом устанавливается двадцатидневный срок до вступления расторжения в силу: «за то время это решение можно обжаловать в ФАС». Кроме того, отметил Лихачев, в законе же прописана и «абсолютно выгодная новация для бизнеса: расторгнуть контракт, если нарушена система финансирования». Также он отметил, что отмена аукциона в случае снижения цены до 25 процентов от первоначальной будет происходить только в том случае, если поставщик не сможет обосновать, почему он это делает. «В Европе жесточайшие меры по введению антидемпинга начинаются при двухпроцентной демпинговой марже», подчеркнул он. Также замминистра уверен, «уравниловка» для группы студентов и квалифицированных ученых не должна иметь место.
Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков озвучил другую точку зрения, отметив, что его организация «поддерживает переход к контрактной системе».
«Сейчас действует такая идеология, что любая кухарка может быть поставщиком государства. Ведущий критерий здесь – конкурентная цена и качество. Но эта система работает только в случае заказов на те товары и услуги, которые так или иначе приближены к биржевым. Поэтому нужно подойти системно к вопросу развития системы госзакупок и утверждать контрактную систему, которая включала бы разные системы госзаказов», - уверен Остарков.
При этом, он поддержал коллегу, отметив, что «если процедурно не пропишем систему общественного контроля, получим проблемы 94 закона». По мнению Остаркова, осуществлять контроль должны в том числе организации бизнеса.
Председатель общественной региональной ассоциации фермерских хозяйств Алина Гавриченкова обозначила другую коллизию: столкнувшись с антидемпинговыми мерами, российские производители не смогут продавать свою продукцию на аукционах.
«Вы предлагаете отменять конкурс, если цена снижена до 25 процентов. Но если наша картошка стоит пять рублей? Мы уже не можем продавать ее по пять рублей, потому что начальная цена выставляется 11 рублей. Все перебивается перекупщиками. Брянск готов продавать картофель по 3,8 рубля, но не может этого сделать. А вы в Москве по сколько покупаете? Давайте тогда перейдем к открытым контрактам, чтобы и мы могли планировать на пять лет. Потому что государство дало нам кредиты, технику, а мы не можем погасить ни кредиты, ни лизинг», - рассказала Гавриченкова.
Лихачев отметил, что именно с подобными ситуациями и должен бороться закон о ФКС.
Орлова подчеркнула, что «подобные недобросовестные заказчики вообще не должны участвовать в аукционах».
«Действительно, мы отдали 120 млрд рублей на поддержку села, - поддержала она представителя фермеров. - Мы приняли решение подключить к электричеству теплицы, приняли решения по лизингу, технике, субсидированию ставки, кадрах на селе. А КПД какой? Все знают, как действуют перекупщики. В конечном итоге честный, профессиональный, порядочный фермер не может реализовать продукцию. Все покупают за Западе, не обращая внимания на нашего производителя. Мы двигаем закон о торговле, а место на рынке для малого бизнеса стоит 24 тыс долларов – кто потянет?»
Орлова заверила, что в любом случае «при контрактной системе будет возможность реализовать свой товар». «Вы соберите фермеров, обсудите закон, подготовьте предложения. Мы обязательно пригласим вас на обсуждение в правительство», - пообещала Орлова.