Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Сидякин: Капремонт многоквартирных домов должен лежать в плоскости полномочий регионов

06 апреля 2012, 21:23
В Госдуме прошли парламентские слушания по реформированию системы ЖКХ в части решения вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов \r\n\r\n

В Госдуме в пятницу, 6 апреля, прошли парламентские слушания на тему реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства России в части решения вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД).

Рекомендации слушаний прокомментировал ER.RU зампредседателя думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин – соавтор законопроекта, предусматривающего решение задач по организации эффективной системы финансирования капитального ремонта МКД и стимулирования собственников помещений в МКД.

«По данным Росстата, более 1,5 млн многоквартирных домов в стране достигли от 30% до 70% степени износа. Чтобы ликвидировать такой объем недоремонта жилищного фонда, нужно, по некоторым оценкам, не менее 3,6 трлн рублей. Однако, комплексное решение этой проблемы невозможно без расширения соответствующих полномочий субъектов РФ и новых механизмов финансирования работ по капремонту общедомового имущества», - считает Сидякин.

Учитывая, что собираемых по коммунальным платежам и выделяемых бюджетами разных уровней средств на проведение капремонтов многоквартирных домов недостаточно, предлагается создание соответствующих региональных систем, которые будут основываться на взимании платы или отчислений собственников жилых помещений на капитальный ремонт дома, отметил депутат.

"Правительство РФ будет устанавливать общие требования, субъекты Федерации – предельные размеры (границы), а органы местного самоуправления – фиксированный размер такой платы за капитальный ремонт, - сообщил Сидякин. - При этом размер ежемесячных платежей за услуги ЖКХ не изменится, но по-другому будут распределяться средства на капремонт. Управление собранной платой, порядок использования кредитных (заемных) средств и механизмов страхования будет осуществляться в рамках региональных систем капитального ремонта, и будет относиться к исключительному ведению субъектов РФ. Такие меры позволят повысить эффективность решения задач по капремонту жилого фонда субъектов РФ".

По словам замглавы думского комитета, средства будут аккумулироваться на региональном уровне и затем распределяться на проведение капительных ремонтов многоквартирных домов. Также законопроектом устанавливается право субъектов РФ, органов МСУ предоставлять финансовую помощь (субсидии) УК, ТСЖ, или жилищным кооперативам на проведение капительного ремонта.

"На сегодняшний день российские банки в массовом порядке не кредитуют ТСЖ и УК на цели проведения капитального ремонта многоквартирных домов по двух основным причинам. Во-первых, из-за повышенных кредитных рисков, связанных с несовершенством правового статуса ТСЖ и отсутствием обеспечения по кредитам. Во-вторых, из-за отсутствия массового спроса на кредитный продукт – неготовность граждан нести ответственность за содержание общего имущества МКД, в силу нежелания собственников самостоятельно финансировать проведение ремонтов", - отметил парламентарий, добавив, что с принятием законопроекта ситуация должна измениться в лучшую сторону.

«Это вынужденные меры, поскольку общее имущество МКД по закону принадлежит собственникам жилых помещений, но их состав, как правило, не определен, - сказал депутат. - Хотя в статье 210 Гражданского кодекса РФ четко прописано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Однако, с советских времен сохранился стереотип, что поддержание в надлежащем состоянии общего имущества является исключительной обязанностью государства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Бремя содержания общедомового имущества лежит, в основном, на собственниках приватизированного жилья, которые, зачастую не ощущают своей ответственности за дом, в котором находится их квартира. По новым условиям государство по-прежнему будет оказывать помощь в виде субсидий социально незащищенным гражданам, остальные собственники смогут через общественный контроль следить за распределением средств на капительный ремонт домов".

"Хочу подчеркнуть, что предлагаемый законопроект не означает, что государство отказывается от выполнения своих социальных обязательств. Речь идет о том, чтобы стимулировать собственников приватизированных квартир ответственно относиться к общедомовому имуществу, нуждающемуся в капительном ремонте. Быть собственником квартиры, как автомобиля или другого ценного имущества, означает определенную степень  издержек и бремени, связанных с их владением», – подчеркнул Сидякин.

«Не исключено, что в действующую редакцию законопроекта будут вноситься какие-то правки, но концепция, по моему мнению, сохранится. К сожалению, некоторые представители оппозиции захотят заработать политические очки на жилищных проблемах граждан, пытаясь превратно истолковать и ввести людей в заблуждение относительно смысла законодательной инициативы. Поэтому необходимо разъяснить и показать реальную пользу, которую принесет данный законопроект», – заключил он.

Общественная приемная