Швецова назвала недостатки единого госэкзамена
ЕГЭ не должен занимать исключительное место в системе образования. Такое мнение высказала в среду, 26 июня, на заседании «Открытой трибуны» в Государственной Думе вице-спикер нижней палаты парламента Людмила Швецова, сообщает ER.RU.
По ее мнению, в исключительном положении единого госэкзамена «кроются проблемы достоверности и недостоверности результатов ЕГЭ, а также коррупционная составляющая данного процесса».
Швецова считает, что «расстановка правильных акцентов в сфере образования позволит снизить нездоровую напряженность и зацикленность общества вокруг ЕГЭ, сохранив при этом те положительные качества, которые несет с собой единый государственный экзамен».
«Как только мы введем дополнительные методы оценки качества образовательного процесса и дифференцируем формы ЕГЭ по разным предметам, мы снимем негативную нагрузку на образовательные учреждения, дадим им необходимую мобильность для решения целого ряда намного более важных и свойственных образованию задач – формированию профессионального самоопределения и российской идентичности учащихся, развитию их базовых способностей и нравственного воспитания», - сказала Швецова.
Также, по мнению вице-спикера Госдумы, «роль и место ЕГЭ в общем процессе управления качеством образования неправомерно завышены». «Безусловно, ЕГЭ является важным показателем качества образовательного процесса, но никак не единственным. Для того чтобы дать объективную оценку качества образовательного процесса, необходимо применять комплексные методы, выявляющие такие аспекты, как воспитывающий уклад детско-взрослой общности, сформированной в школе (без которого и школы, собственно-то, и нет), творческая среда детской активности и многие другие», - уверена Швецова.
По ее словам, «необходимо разработать многопараметровую комплексную оценку качества образовательного процесса, и тогда ЕГЭ не будет нести такой тотальный характер, какой он несет для родителей, детей и педагогов сегодня».
Вице-спикер Госдумы обратила внимание и на то, что «критика тестовой формы оценки – это не особенность России, это, скорее, уже общемировая тенденция, поскольку во многих развитых странах профессиональное сообщество зафиксировала основную проблему тестовых заданий – они не позволяют выявить развитие мыслительных способностей в зоне творческого самостоятельного поиска».
«Особенно это касается тех дисциплин, где существенна именно самостоятельная творческая мысль, способность осуществлять сравнительный анализ и интерпретацию», - пояснила Швецова, отметив существенное расхождение между новыми стандартами образования, которые вводятся сегодня, и ЕГЭ.
«Личностные и метапредметные результаты образования, которые сегодня требуются новыми стандартами, никак пока не привязаны к заданиям ЕГЭ: по некоторым предметам через вопросы повышенной сложности мы еще можем зафиксировать сформированность универсальных способов мышления, но личностные результаты вообще пока никак не выявляются такой формой», - сказала Швецова.
«Принятое решение о необходимости составления портфолио разнообразных достижений детей, конечно, решает во многом эту проблему, однако еще предстоит разработать структуру такого портфолио, чтобы он не оказался собранием всего и вся», - заключила Швецова.