Школкина: Необходимо сохранить потребительскую кооперацию как единую систему
Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 10 апреля, рассматривает во втором чтении законопроект «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Законопроект направлен, прежде всего, на усиление контроля за сохранностью кооперативной собственности, защиту прав пайщиков и соблюдение интересов потребительских обществ, пояснила в комментарии ER.RU заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина.
Она рассказала, что к законопроекту поступило 33 поправки, в том числе 12 поправок от правительства РФ, которые комитетом поддержаны полностью. Остальные поправки внесли члена Совета Федерации и депутатов Госдумы, которые в основном носят редакционный и уточняющий характер, также учтены и предлагаются к принятию.
«Ко второму чтению ряд положений были доработаны, - пояснила Школкина. - Принципиальными являются две смысловые поправки. Во-первых, вводится процедура принятия решения общим собранием пайщиков по вопросам отчуждения недвижимого имущества. Задача - сделать эту процедуру более прозрачной и формализованной для избежания обмана или введения в заблуждение членов-пайщиков. Кроме того, исключена возможность принятия решения «с голоса», без заблаговременного внесения вопроса в повестку дня. Включить же вопрос в повестку дня можно не позднее семи дней до дня проведения собрания, при этом обязательно уведомив всех пайщиков в письменной форме».
Кроме того, уточняются положения статьи, где прописаны полномочия союзов потребительских обществ по защите прав пайщиков и интересов потребительских обществ. Для защиты прав пайщиков и интересов потребительских обществ вводится так называемый институт наблюдателя.
«Суть изменений - наделить Совет союза правом назначать наблюдателя при наличии низких финансовых показателей - образование убытков по итогам 2-х финансовых лет подряд, составляющих 10% стоимости активов, образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20% стоимости активов и нарушения прав пайщиков», - отметила депутат.
По ее словам, в обязанности наблюдателя входит проведение анализа финансового состояния, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора); уведомление пайщиков о выявленных нарушениях. В случае необходимости наблюдатель может провести общее собрание потребительского общества, а также подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков решение об избрании, о назначении, о прекращение полномочий выборных должностных лиц.
Отдельно оговаривается, что назначение наблюдателя не является основанием для отстранения от должности руководителя потребительского общества. При этом, органы управления общества могут совершать операции по сделкам, балансовая стоимость которых составляет более 5%стоимости активов, а также получение займов, кредитов, только с письменного согласия наблюдателя.
«В настоящее время потребительская кооперация Центросоюза России объединяет около 3 тысяч потребительских обществ с 4 млн пайщиков, с ее помощью удается обеспечивать разными товарами 89 тысяч населенных пунктов, причем 54 тыс. из них с населением до 100 человек. На предприятиях потребкооперации работают около 250 тысяч человек. МТБ потребкооперации России создавалась на протяжении нескольких десятилетий за счет централизованных фондов и большая часть объектов недвижимого имущества была построена еще в советский период. В середине 90-х годов усилились тенденции по незаконному отчуждению кооперативной собственности, что в итоге может привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы», - заключила Школкина.