Нам нужно делать ставку на пророссийские силы в Грузии - политолог
Грузинские войска атаковали Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года. Россия, защищая жителей Южной Осетии, ввела войска в республику, и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. Россия также признала независимость Южной Осетии и Абхазии, однако Грузия отказывается вести диалог о возобновлении дипломатических отношений, основанный, в частности, на этом условии.
Как заявил в комментарии ER.RU известный политолог, телеведущий Михаил Леонтьев, политика России «в отношении признания-непризнания республик в значительной степени вынужденная».
«Если президент РФ Дмитрий Медведев отказывается без предварительных условий восстанавливать отношения с Грузией, значит, это укладывается в какой-то тактический рисунок, а это уже стратегический вопрос, - подчеркнул Леонтьев. – В Грузии давно были бы политические силы, имеющие не шансы, а гарантии своего лидерства, если бы Россия ставила в Грузии, и не только в Грузии, на откровенно пророссийские, дружественные силы».
По мнению политолога, между тем, Россия проводит такую «политику в ближнем зарубежье, при которой считает для себя неприличным, опасным и неудобным ставить на пророссийские силы».
«Это болезнь нашей политики, связанная с нашими политесами с американцами, - уверен он. – Потому что наше руководство понимает, насколько болезненно американцы относятся к любым попыткам реинтеграции постсоветского пространства. Мы не хотим пугать американцев, поэтому у нас ее и нет».
При этом, Леонтьев подчеркнул, что никакой речи об агрессивной политике при попытках контакта с пророссийскими силами нет.
«Грузины – братский народ, мы столько лет жили вместе и обеспечивали физическое существование этой нации и грузинской государственности, - напомнил Леонтьев. – Мы удерживаем в составе России Тамбовскую область, Орловскую область, Приморье – это что, агрессия? Вообще не агрессивные – это пацифисты, они говорят: придите и сделайте с нами все, что хотите. Вся остальная политика в представлении потенциального противника является агрессивной. Потому что он – противник».
Леонтьев добавил, что ошибочно «видеть мир глазами потенциального противника».
«Это полезно в рамках планирования контрполитики, но вредно, когда это твоя политика. Но, к сожалению, очень большая часть нашей политической элиты смотрит на мир глазами наших потенциальных противников. И отсюда – все страхи», - заключил политолог.
Добавим, недавно Россия отвергла предложение Грузии наладить отношения с Россией, но без предварительных условий. Как заявил президент Медведев в интервью телеканалам «Russia Today», «Первый информационный кавказский» и радиостанции «Эхо Москвы» 5 августа, эта позиция объясняется исключительно тем, что президент Грузии Михаил Саакашвили «совершил преступление по отношению к Российской Федерации и к ее гражданам».
«По его указанию были убиты сотни наших граждан, включая наших миротворцев, - заявил Медведев. – Этого я ему никогда не прощу, и поэтому я с ним общаться не буду, хотя он периодически пытается подмигивать в различных международных коридорах и так далее. Со всеми другими – пожалуйста, никаких проблем я не вижу, мы можем общаться на любые темы в рамках, конечно, того международно-правового статуса, который сложился в регионе, и в рамках тех решений, очень тяжелых и непростых для меня, которые я принимал. Но для меня он фигура нерукопожатная. Я понимаю, что он законно избранный Президент Грузии. Только грузинский народ может ставить ему оценки, выносить ему вердикты. В любом случае я уверен в одном: рано или поздно Михаил Саакашвили не будет Президентом Грузии, потому что таковы законы политической жизни. И в этом случае у нового президента, кто бы им ни был, появится возможность наладить нормальные продуктивные отношения с Россией».
Президент также подчеркнул, что ему больно от того, что между Россией и Грузией нет «нормальных отношений». Даже такой сложный политический процесс, как диалог о признании независимости государств, можно было вести, «если бы не эта идиотская авантюра» Саакашвили – развязывание вооруженного конфликта, отметил президент. «Именно этого я ему никогда не прощу. И я считаю, что свою оценку ему должен дать грузинский народ, но сделать это демократическим способом», - дополнил Медведев.