Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Резолюция Съезда депутатов сельских поселений

08 мая 2014, 11:15

г.Волгоград
04-05 апреля 2014 года

О развитии агропромышленного сектора, повышении привлекательности сельских территорий для жизни и работы

В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В.ПУТИНА Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, заслушав и обсудив доклад Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВА и выступления участников, Съезд отмечает, что проводимая в последние годы аграрная политика приоритетного развития села, инициированная Президентом Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ, стабилизировала ситуацию в агропромышленном комплексе, обеспечила рост производства, создала благоприятную основу для развития малого бизнеса, притока инвестиций и новых современных технологий.

Даже в неблагоприятные годы отечественный продовольственный рынок работал стабильно, обеспечивая потребности в продуктах питания, в основном отечественной продукцией. Рост цен на продукцию не превышал уровня инфляции, а реальные доходы населения, размеры пенсий превышали стоимость потребительской корзины, позволили значительно повысить спрос на эти продукты и улучшить питание населения. Объемы продаж на рынке мяса и мясных продуктов, растительного масла, сахара, молочнокислых продуктов возросли по сравнению с 2000 годом в 2,5-3,0 раза. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом отмечен рост среднедушевого потребления фруктов и ягод, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, осталось на уровне – рыбы и рыбопродуктов, сахара и кондитерских изделий, яиц, масла растительного.

За эти годы на селе выросла плеяда образованных, знакомых с мировой практикой руководителей хозяйств, специалистов, фермеров, механизаторов, осваивающих самую современную технику. Урожаи на уровне мировых показателей – зерновых 23-50 и более центнеров с гектара, кукурузы 50-70, сахарной свеклы 400-500 центнеров с гектара – достигнуты не отдельными хозяйствами, а стали результатом работы многих регионов и муниципальных образований и являются реальным ориентиром для большинства хозяйств черноземной зоны и южных регионов России. За счет внедрения и освоения современных технологии за последние годы производство мяса птицы возросло на 1600 тыс. тонн или в 2,1 раза и свинины на 800 тыс. тонн или в 1,5 раза. Россия практически закрыла свои потребности по этим продуктам.

Вместе с тем, в достаточно сложном положении остается экономика сельского хозяйства. Рентабельность сельскохозяйственных организаций по всей деятельности без субсидий c 2006 по 2013 год была в пределах от минус 5 до плюс 5 процентов, а с субсидиями – от 6 до 13 процентов. Таким образом, сельское хозяйство, по существу, работало на уровне простого воспроизводства, и лишь отдельные его отрасли, где осуществлялась более значительная государственная поддержка, особенно в части субсидированного инвестиционного кредитования, демонстрировали ускоренное развитие на основе инновационных технологий. В тоже время многие товаропроизводители не могли обеспечить модернизацию своего производства в силу низкой доходности.

Меняется облик российского села. В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в сельской местности построено 18,1млн. кв. метров благоустроенного жилья, в том числе 5,7 млн. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов, газифицировано более 700 тыс. домов, 56% сельского населения пользуются сетевым газом, на работу в сельское хозяйство вернулись 76 тыс. выпускников сельскохозяйственных вузов. Этому способствовала государственная политика поддержки строительства жилья для молодых специалистов, эффективные региональные программы по модернизации сельскохозяйственного производства.

Важно закрепить достигнутые успехи, обеспечить устойчивое дальнейшее развитие, прежде всего стратегических отраслей агропромышленного комплекса, от результатов работы которых зависит продовольственная независимость России, что особенно важно в условиях ВТО. Чрезвычайно важно в ближайшие 3-4 года повысить валовые объемы зерна, как минимум до 105-107 млн. тонн. Основной упор в государственной политике должен быть сделан на повышение урожайности зерновых.

Для выполнения принятой Доктрины продовольственной безопасности страны необходимо ускоренными темпами наращивать производство мяса и развивать молочное животноводство.

Объемы производства мяса и молока, намеченные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, обеспечивают среднее душевое потребление этих продуктов ниже уровня, установленного Доктриной продовольственной безопасности. Увеличить производство мяса можно за счет ускоренного развития, прежде всего свиноводства и птицеводства на промышленной основе, а также наращивания производства в мясном скотоводстве.

Решить все эти непростые задачи можно, только технически перевооружив российское село. За 2010-2012 годы тракторный парк сократился на 34,1 тыс. шт., энергетические мощности уменьшились по сравнению с 2000 годом почти 2,5 раза. Нагрузка пашни на один трактор превышает 247 га, на зерноуборочный комбайн – 350 гектаров. Необходимо существенно повысить эффективность использования средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.

Необходимо пересмотреть и упорядочить банковскую поддержку агропромышленного комплекса. В настоящее время за счет средств федерального и региональных бюджетов компенсируется до 70-80 процентов высоких кредитных ставок. Такой порядок не стимулирует банки удешевлять стоимость кредитных ресурсов, снижать кредитные ставки. В результате большая часть бюджетных субсидий, выделяемых на поддержку села, по существу, направляются на поддержку банковской системы.

Важной точкой роста производства продовольствия может стать финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций. В результате диспаритета цен, особенно на продукцию естественных монополий, строительные материалы, сельскохозяйственную технику и другие ресурсы, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции, более половины хозяйств имеют существенную задолженность по банковским кредитам, не имеют собственных ресурсов и лишены доступа к кредитным ресурсам банков.

Необходимо продолжить работу по социальному развитию села, повышению привлекательности сельских территорий для жизни и работы, созданию условий для привлечения в сельскую местность специалистов, подготовке рабочих кадров для сельскохозяйственного производства.

Для выполнения вышеперечисленных задач Съезд депутатов сельских поселений РЕШИЛ:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. При уточнении параметров федерального бюджета Российской Федерации на 2014-2016 годы:

1.1. предусмотреть в 2014 году финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Государственной программы) на уровне не ниже фактического размера финансирования в 2013 году, рассмотреть возможность дополнительного выделения средств федерального бюджета на поддержку племенного животноводства, семеноводства, молочного животноводства и мелиорацию земель, а также на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотрев возможность учета площадей чистых паров при расчете размера субсидий.

1.2. обеспечить выделение дополнительных средств на субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, выданным до 1 января 2013 года, а также рассмотреть возможность субсидирования инвестиционных кредитов, полученных в 2013-2014 годах.

2. Разработать специальные экономические меры, направленные на сдерживание роста размера процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса в российских кредитных организациях. Рассмотреть возможность внедрения механизма доведения субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, через кредитные организации.

3. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса.  

4. Для создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности увеличить финансирование за счет средств федерального бюджета федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

5. Разработать отдельную подпрограмму по развитию молочной отрасли Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить в разрезе каждого субъекта Российской Федерации планы развития молочного животноводства, строительства и реконструкции молочных ферм, максимально задействовав возможности мелких хозяйств, средних и крупных предприятий.

6. Для обеспечения ускоренного технического перевооружения сельхозтоваропроизводителей предусмотреть увеличение объема средств, выделяемых из федерального бюджета, на компенсацию российским организациям сельскохозяйственного машиностроения, начиная с 2014 года, для расширения реализации действующих мер поддержки приобретения современной сельскохозяйственной техники и оборудования.

7. Разработать меры по стимулированию спроса на отечественную сельхозпродукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе, через осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд преимущественно у отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, а также через специальные программы поддержки покупательского спроса населения, в том числе через социальные карты.

8. Разработать и внедрить технические регламенты и национальные стандарты качества продукции с учетом их гармонизации нормам ВТО.

9. Совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с участием отраслевых союзов (ассоциаций) разработать программу по повышению потенциала сельскохозяйственной и потребительской кооперации, включая создание инфраструктуры заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

10. Рассмотреть возможность установления квоты (до 30%) для сельхозпроизводителей в рамках реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

11. Проработать вопрос о дифференцированном подходе для субъектов Российской Федерации определения страховых рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, а также о снижении пороговых значений наступления страхового случая и потери урожая.

12. Рассмотреть возможность передачи экспертным организациям субъектов Российской Федерации полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства по проектам строительства объектов региональной и муниципальной собственности (со сметной стоимостью до 300 млн. рублей), в том числе финансируемым из средств федерального бюджета.

13. Рассмотреть возможность введения упрощенной процедуры предоставления права пользования участками недр в целях добычи подземных вод для технологического обеспечения водой объектов сельскохозяйственного назначения с заявленным водоотбором менее 100 кубических метров в сутки.

14. Рассмотреть возможность дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», в том числе на строительство мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Проработать вопрос о включении мероприятий по известкованию, фосфоритованию и гипсованию почв в указанную федеральную целевую программу.

15. Рассмотреть возможность упрощения процедуры оформления права собственности на бесхозные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.

16. Рассмотреть возможность выделения средств федерального бюджета на субсидирование региональных программ организации внутримуниципального транспортного сообщения для субъектов Российской Федерации с низкой плотностью населения.

17. Проработать вопрос о целесообразности включения в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» мероприятий по развитию автомобильных дорог в сельской местности, определив государственным заказчиком по данному разделу Федеральное дорожное агентство. При реализации мероприятий по строительству автомобильных дорог рассмотреть возможность исключения существующих критериев по численности населенного пункта и протяженности дорог, оставив в качестве основного критерия – наличие инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса в сельской местности, в которой планируется реализация указанных мероприятий.

18. Рассмотреть вопрос об оказании государственной поддержки на газификацию сельских населенных пунктов, независимо от количества постоянно проживающего в них населения.

19. Предусмотреть в рамках федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в непосредственной близости и образовавшихся до вступления в силу ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

20. Проработать законодательные и организационные решения в целях регулирования организации сбора, вывоза и утилизации отходов индивидуальных собственников жилья, образующихся несанкционированных свалок таких отходов, в частности рассмотреть возможность наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по установлению целевых местных сборов.

21. Рассмотреть вопрос о возврате лицензирования деятельности по сбору и транспортировке отходов, которое было отменён в 2012 году, что привело к росту несанкционированных свалок, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения.

22. Рассмотреть вопрос о стимулировании сельскохозяйственных товаропроизводителей к переработке отходов производства.

23. Разработать систему мер, направленных на создание условий для убоя скота, в том числе свиней, пораженных АЧС, осуществляемого индивидуальными предпринимателями.

24. Проработать вопрос и при необходимости внести изменения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части:

  • упрощения требований пожарной безопасности для сельскохозяйственного производства;
  • соотнесения численности сельскохозяйственных животных в личном подсобном хозяйстве с количеством площадей для выпаса скота (пастбищ), имеющихся в собственности или аренде у данных хозяйств;
  • установления минимальной доли продукции региональных производителей, размещаемой для реализации в розничных торговых сетях;
  • усиления государственной поддержки субъектов Российской Федерации, расположенных в засушливых природно-климатических зонах в сфере сельскохозяйственного страхования, а также снижение пороговых  показателей наступления страхового случая;
  • увеличения размера штрафов за неиспользования по целевому назначению земель  сельскохозяйственного назначения в течение 3 и более лет и упрощения процедуры оформления изъятия таких земель у собственников.

25. Рассмотреть возможность увеличения целевых квот для поступления сельской молодежи в высшие учебные заведения аграрного профиля.

26. Разработать предложения по созданию комплексной системы подготовки педагогических кадров для работы в сельской местности, включая проведение профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях, разработку программ подготовки специалистов в высших учебных заведениях, программ повышения квалификации.

27. Увеличить до 40-45 лет возраст медицинских работников, имеющих высшее или среднее медицинское образование, работающих в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, на предоставление медицинским работникам жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки).

28. Рассмотреть возможность выделения земельных участков в рамках реализации федеральных инициатив по обеспечению жильем молодых специалистов, переезжающих в сельскую местность, безвозмездно без проведения аукционных процедур.

29. Установить требование при разработке или внесении изменений в документы территориального планирования обеспечивать согласование с соответствующими органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Органам управления здравоохранения в первоочередном порядке обеспечивать указанный населенный пункт медицинскими услугами.

30. Для сокращения с 10 до 3 лет срока обеспечения сельского населения услугами проводного и мобильного доступа в Интернет предусмотреть возможность использования средств Фонда национального благосостояния на возвратной основе.

31. Рассмотреть возможность установления квоты в рамках реализации федеральных государственных программ содействия занятости населения и «Доступная среда» для осуществления предусмотренных программами мероприятий в сельской местности.

32. Провести согласование с депутатами сельских поселений перечня категорий лиц, которым с 01 января 2016 года будет установлена дополнительная выплата к пенсии, равная 0,25 от федерального базового размера.

33. Разработать предложения по созданию в сельской местности условий для проката и показа кинофильмов.

34. Рассмотреть возможность возрождения телевизионной программы на одном из базовых федеральных каналов о жизни и работе в сельской местности

Рекомендовать фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, фракциям «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

1. Принять активное участие в разработке предложений по корректировке Государственной программы, в целях повышения эффективности мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса, обеспечения устойчивого роста объемов производимой продукции, обратив особое внимание на развитие молочного животноводства.

2. Осуществлять контроль за своевременным и оперативным доведением до сельхозтоваропроизводителей субсидий, выделенных за счет средств федерального бюджета.

3. Содействовать разработке и принятию на региональном уровне специальных программ поддержки покупательского спроса населения, обеспечения учреждений социальной сферы продукцией отечественных сельхозтоваропроизводителей.

4. Обратить особое внимание на развитие кадрового и научного потенциала отрасли, необходимость дальнейшего развития системы потребительской кооперации. Оказать содействие в реализации проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов».

5. Продолжить работу по совершенствованию земельного законодательства с целью обеспечения более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, а также законодательства в сфере сельскохозяйственного страхования.

6. Сформировать предложения по предоставлению регионам субсидий из федерального бюджета на модернизацию инфраструктуры общего образования, включая строительство, реконструкцию зданий школ в соответствии с требованиями к современным условиям обучения.

7. Реализовать в регионах Российской Федерации проект по ремонту спортивных залов сельских школ в 2014-2016 годах, предусмотреть необходимое для этого финансирование за счет средств федерального и региональных бюджетов. Осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных средств, содействовать привлечению внебюджетных ресурсов для приобретения спортивного инвентаря в рамках проекта.

8. Взять под контроль ход строительства фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики, предусмотренных в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе за счет использования быстровозводимых модульных конструкций.

9. В целях повышения доступности медицинской помощи в рамках реализации региональных программ развития здравоохранения осуществлять контроль за своевременностью приобретения и дальнейшим эффективным использованием в сельской местности передвижных медицинских комплексов.

10. В целях решения проблемы закрепления кадров на селе осуществлять поддержку и распространение в субъектах Российской Федерации лучшего регионального опыта работы в этой сфере, в том числе таких проектов как «Мобильный учитель», «Учительский дом». Рассмотреть возможность разработки на федеральном уровне программы поддержки молодых педагогических кадров, аналогичной программе «Земский доктор».

Общественная приемная