Профстандарты для педагогов должны разрабатывать сами учителя, считают в Госдуме
Профессиональные стандарты для педагогов должны стать консенсусной моделью, разработанной учителями и экспертами. Такое мнение высказал во вторник, 21 августа, первый заместитель комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, комментируя ER.RU планы Минобрнауки.
«Идея параллельно с повышением заработных плат для учителей, для педагогических работников повышать требования к ним, логична, - считает депутат. - В большинстве регионов зарплата учителей уже доведена до средней по экономике, и встает вопрос о качестве образования и системе мотивации для молодых кадров, которые должны приходить в наши школы. Причем именно таких кадров, которые были бы готовы и способны обеспечивать надлежащее качество образования, работать с детьми по высоким профессиональным стандартам».
Он заметил, что в разработке системы стандартов должны принять участие сами учителя, представители общественных организаций, которые занимаются проблемами образования, депутаты профильных комитетов региональных парламентов и Государственной Думы. «Профессиональные стандарты для учителей должны быть консенсусной моделью оценки предлагаемого качества образования, и эта модель не должна вызывать ни у кого сомнений в объективности и справедливости», - сказал Бурматов, подчеркнув, что процесс должен максимально открытым, прозрачным, гласным.
«С учетом сложности стоящей перед министерством задачи, считаю, что лучшим форматом по обсуждению новой системы являлась бы открытая краудсорсинговая модель. В ее рамках сами представители учительского сообщества, представители муниципалитетов, регионы, эксперты могли бы дать свои рекомендации и предложения по критериям и методикам оценки эффективности и качества предлагаемого образования», - добавил первый зампред думского комитета.
При этом он отметил важность того, чтобы внедрение профессиональных стандартов для учителей велось с одновременным последовательным созданием инструментария поддержки педагогических работников, которые выходят на пенсию, с целью создания новых вакансий для молодых педагогов.
«Сегодня средний возраст учителя – 45 лет, в каких-то школах он чуть ниже, в каких-то выше, но проблема притока молодежи в школы стоит довольно остро, - напомнил Бурматов. - В этом смысле ключевыми являются вопросы качества подготовки в педагогических вузах. К сожалению, сегодня есть проблема: зачастую абитуриенты идут туда по остаточному принципу, мол, «больше никуда не смог поступить, пойду в пед». И в школы из педагогических вузов такие молодые специалисты тоже идут по остаточному принципу: сначала стараются найти другую работу, и лишь столкнувшись с проблемой ее поиска, могут пойти в школу. А могут и не пойти».
«Безусловно, эта ситуация является для нас невыгодной, и меры, которые стимулируют приход молодежи в школы и внедряют профессиональные стандарты для учителей считаю своевременными. Но настаиваю на их бережном, аккуратном внедрении при максимальном контроле со стороны профессионального сообщества и экспертов», - заключил Бурматов.