Проект резолюции форума «ЖКХ – новое качество»
Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество» в пятницу, 6 июня, принял за основу проект резолюции:
г. Челябинск
06 июня 2014 года
В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, заслушав и обсудив доклад Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВА и выступления участников, участники Форума отмечают, что инициированные Президентом Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ и проводимые в настоящее время преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве создают необходимые условия для повышения качества услуг при одновременном сдерживании темпов роста платежей, прежде всего за счет создания новых «правил игры», ориентированных на защиту потребителей, долгосрочности и предсказуемости тарифной политики, развития конкуренции и мер, направленных на привлечение частных инвестиций и добросовестных предпринимателей в этот сектор экономики.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство России – это 4 триллиона рублей годового оборота, 140 миллионов потребителей без учета промышленного сектора, работа по принципу «24 часа в сутки 7 дней в неделю». Численность занятых в сфере ЖКХ cоставляет более 2 миллионов человек, количество организаций, работающих в этой сфере, превышает 36 тысяч. Общий объем капитальных вложений в отрасль в период 2010-2013 гг. составил более 600 миллиардов рублей (с учетом средств бюджетов всех уровней).
Вместе с тем, по данным ВЦИОМ, вопросы ЖКХ вызывают у россиян острую негативную реакцию. Наиболее значимыми для себя проблемы качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в декабре 2012 года считали 58% респондентов, в сентябре 2013 года – 53% респондентов, острота проблемы сохраняется и сегодня. Среди наиболее болезненных проблем в ЖКХ традиционно можно выделить низкое качество коммунальных услуг и уровня сервиса, плачевное состояние инфраструктуры и высокую аварийность (по экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности только коммунального сектора России составляют не менее 500 миллиардов рублей), проблемы в сфере управления многоквартирными домами, расселения аварийного жилья.
Сложная ситуация в отрасли – высокий уровень износа инфраструктуры, запредельные потери ресурсов, низкое качество услуг - определяет в то же время и потенциал развития отрасли, ее готовность к инновациям.
Для этого в целях привлечения частных инвестиций в ЖКХ практически завершена работа по подготовке новой современной законодательной базы, которая, с одной стороны, усилит защиту потребителей, с другой - обеспечит гарантии возврата частных инвестиций. Принято более 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 только за последние полгода. Дополнительно для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что дает возможность изучать и тиражировать успешный опыт. Стоит отметить, что уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 227 миллиардов рублей, из них более 139 миллиардов рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.
Также серьезным фактором, оказывающим влияние на процесс модернизации отрасли, является возможность воспользоваться современными технологиями и решениями, которые могут качественно на нее повлиять. Для этих целей и во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.ПУТИНА в Минстрое России начата работа по созданию открытого справочника наилучших доступных технологий, типовых технологических решений в сфере строительства и модернизации объектов ЖКХ, содержащего, в том числе, информацию о стоимости и финансово-экономических моделях внедрения таких технологий.
Для субъектов Российской Федерации в настоящее время подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ. Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе до конца 2014 года. Это станет одним из условий предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Наряду с этим особое внимание уделяется созданию условий для комфортного проживания граждан – это расселение аварийного жилья, запуск региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, совершенствование сферы управления жильем. На сегодняшний день в этом направлении уже принят ряд значимых решений. В частности, в целях скорейшего расселения аварийного жилья предусмотрено увеличение софинансирования за счет средств федерального бюджета с 32 до 50 процентов, существенно упрощены условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, принят обновленный комплекс мер, позволяющий жестко контролировать и координировать реализацию региональных программ переселения. В целях ликвидации в кратчайшие сроки накопившегося «недоремонта» прорабатывается механизм кредитования собственников для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Для создания действенного механизма защиты собственников от недобросовестных управляющих организаций уже с 1 сентября 2014 года планируется введение лицензирования в этой сфере.
Лицензирование деятельности будет основано на подходах, которые позволят, с одной стороны, сформулировать четкие и понятные правила работы на рынке управления жильем, гарантирующие добросовестному участнику рынка эффективное ведение и защиту бизнеса в этой сфере, а с другой стороны, обеспечат собственникам жилья и государству реальные механизмы воздействия на нарушителей и очищение этого рынка. Это позволит вычистить рынок от недобросовестных организаций и защитить тем самым граждан от многочисленных злоупотреблений и нарушений их прав, сделать деятельность управляющих организаций цивилизованной и клиентоориентированной.
Кроме того, важнейшей задачей в наведении порядка в сфере управления жилищным фондом является усиление ответственности всех участников правоотношений. Речь идет не только о повышении ответственности участников рынка за недобросовестную работу, но и об усилении санкций по отношению к неплательщикам в сфере ЖКХ, ведь за должников фактически платят их добросовестные соседи. Для решения этой задачи подготовлен и уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Важно отметить, что проводимые преобразования в сфере ЖКХ не приведут к ожидаемому результату без активного участия потребителя, собственника жилья в обеспечении комфортного проживания в своем доме. В этом вопросе огромную роль играет проведение масштабной информационно-просветительской работы на федеральном, региональном и особенно местном уровнях, вовлечение граждан в обсуждение и оценку принимаемых на государственном и муниципальном уровне решений.
Для этого Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 предусмотрено создание в России сети общественных организаций для оказания содействия уполномоченным органам и гражданам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств. В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 199946-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий участие общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Проводимые преобразования в сфере ЖКХ нацелены на то, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан Российской Федерации, доступ к качественным услугам в любой точке страны, превратить ЖКХ в цивилизованную, клиенториентированную и при этом привлекательную для бизнеса сферу.
Для выполнения вышеперечисленных задач участники Форума РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1.1. Обеспечить в среднем по Российской Федерации ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги до 2018 года включительно на уровне, не превышающем уровень инфляции, предусмотрев соответствующие ограничения роста цен на газ и передачу электрической энергии.
1.2. Обеспечить переход к долгосрочному тарифному регулированию не позднее 2016 года.
1.3. Проработать комплекс мер по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г., предусмотрев в том числе:
1.3.1. запуск постоянно действующих механизмов по переселению граждан из жилья, признаваемого аварийным;
1.3.2. предоставление жилья по договорам социального и некоммерческого найма для переселения из аварийных домов малоимущих граждан и граждан с невысоким уровнем дохода;
1.3.3. расширение возможностей собственников по строительству нового многоквартирного дома на земельном участке под сносимым аварийном жильем.
1.4. Проработать комплекс мер, направленных на совершенствование организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотрев в том числе:
1.4.1. механизмы привлечения кредитов в целях проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД);
1.4.2. формы государственной поддержки собственников, привлекающих кредиты для проведения капитального ремонта МКД, включая субсидирование процентной ставки по кредитам;
1.4.3. формы государственной поддержки собственников, организовавших проведение капитального ремонта МКД, обеспечивающего повышенный класс энергоэффективности.
1.5. Исключить плату за коммунальные ресурсы, направляемые на общедомовые нужды из состава платежей граждан за коммунальные услуги, включив с согласия собственников жилья соответствующие затраты в платежи за содержание общего имущества многоквартирного дома.
1.6. Доработать механизмы социальной поддержки граждан, предусмотрев при этом сокращение перечня необходимых для получения субсидии документов, дифференциацию размера субсидии в зависимости от реальной стоимости коммунальных услуг.
2. Рекомендовать фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Обеспечить доработку и принятие законопроекта №448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего введение лицензирования управляющих организаций в весеннюю сессию 2014 года, отразив в нем следующие ключевые позиции:
2.1.1. предусмотреть в качестве одного из оснований к отказу в выдаче лицензии несоблюдение законодательства о раскрытии информации;
2.1.2. ввести в качестве лицензионного требования обязанность использовать для получения средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги исключительно специальные (номинальные) счета, обеспечивающие расщепление платежей;
2.1.3. предусмотреть коллегиальный принцип принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) лицензии с обязательным участием представителей профессионального сообщества и общественных организаций;
2.1.4. предоставить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме право запрета (право «вето») на расторжение по инициативе органа жилищного надзора договора управления (обслуживания) с управляющей организацией даже при наличии для этого законных оснований;
2.1.5. предусмотреть обязательность принудительной реорганизации «многодомовых» ТСЖ, не имеющих общего имущества;
2.1.6. исключить обязанность лицензирования «многодомовых» ТСЖ, имеющих общее имущество, при условии заключения договора ими с управляющей организацией, имеющей лицензию;
2.1.7. предусмотреть возможность легального сохранения экономии от повышения эффективности (энергоэффективности) в распоряжении управляющей организации при условии надлежащего выполнения услуг в соответствии с договором и (или) законодательством;
2.1.8. предусмотреть введение должности Главного государственного жилищного инспектора в Минстрое России.
2.2. Обеспечить принятие законопроекта №500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в весеннюю сессию 2014 года, предусматривающего:
2.2.1. введение штрафов в пользу потребителей за некачественно оказанную услугу или неправильный расчет платы за жилищно-коммунальные услуги;
2.2.2. упрощение порядка проведения собраний собственников жилья, в том числе предусмотрев возможность голосования в электронном виде;
2.2.3. повышение ответственности недобросовестных потребителей для защиты прав добросовестных собственников жилья.
3. Рекомендовать региональным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с фракциями Партии в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить принятие необходимых нормативных правовых документов с учетом рекомендаций Форума.
4. Рекомендовать региональным, местным, первичным отделениям Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с региональными координаторами и руководителями федерального партийного проекта «Управдом», Комиссией Президиума Генерального совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергосбережения, координаторами и руководителями региональных и местных партийных проектов в сфере ЖКХ осуществлять постоянный мониторинг качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, проводить разъяснительную работу с населением по вопросам защиты прав потребителей в сфере ЖКХ.
5. Рекомендовать Минстрою России совместно с Партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления запустить проект «Школа грамотного потребителя», определив требования к программе обучения, а также разработать необходимые методические материалы и меры по стимулированию работы таких школ в субъектах Российской Федерации.