Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Проект бюджета требует доработки, отмечает Кидяев

19 октября 2012, 13:46
Законопроект содержит ряд спорных моментов, связанных с финансовой обеспеченностью субъектов и муниципалитетов

Проект федерального бюджета 2013 и на плановый период 2014-2015, предложенный правительством Российской Федерации, требует существенной доработки. Такое мнение высказал в пятницу, 19 октября, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», председатель думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

Он отметил, что, с одной стороны, документ полностью сбалансирован, его основные характеристики, сформированные на основе прогноза социально-экономического развития России на ближайшие три года, имеют положительную динамику для устойчивого социально-экономического развития России. Приоритетом федеральнойбюджетной политики в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остаётся необходимость обеспечения финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, создания условий для внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

«С другой стороны, законопроект содержит ряд спорных моментов, связанных с финансовой обеспеченностью субъектов и муниципалитетов. Эти моменты требуют более пристального внимания и доработки», - отметил Кидяев.

Во-первых, в законопроекте сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации. Доля доходов федерального центра в общей бюджетной структуре составит 51,3% в 2013 году, 50,7% в 2014 и 50,3% в 2015, а доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – всего лишь 31,0%, 31,5% и 31,5% соответственно. В этих условиях получается, что в 2013-2015 годах доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет формироваться за счёт значительной доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 1296,9 млрд. рублей, 1184,7  млрд. рублей, 1168,7 млрд. рублей соответственно. Превалирование дотаций над собственными доходами негативно сказывается на финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов, на эффективности использования ими бюджетных средств. У дотационных территорий отсутствуют стимулы к социально-экономическому развитию. Приходится констатировать, что исполнение расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в значительной степени будет зависеть от финансовой помощи из федерального бюджета.

Во-вторых, сохраняются риски в обеспечении финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов, связанные с существенным объёмом долговых обязательств, и законопроектом этот момент недостаточно регулируется. В 2013-2015 года увеличится нагрузка на региональные и местные бюджеты из-за необходимости возврата ранее предоставленных бюджетных кредитов. Органам региональной и муниципальной власти потребуется найти дополнительные источники доходов бюджетов или увеличить размеры новых заимствований. При этом без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности многие субъекты Российской Федерации не смогут финансировать в полном объёме даже свои первоочередные расходы, такие как оплата труда работников бюджетной сферы и социальное обеспечение. Размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2014 - 2015 года  необходимо увеличить, в том числе с учётом ежегодного уровня инфляции. Мы снова возвращаемся к этой проблеме – тотальной зависимости территорий от финансовых потоков извне.

«Третье, на чём хотелось бы остановиться. В федеральном бюджете не предусмотрено каких-либо финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов, развитию налогового потенциала, внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом в муниципалитетах», - заметил глава думского комитета.

По его словам, предусматривается выделение бюджетных ассигнований только на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в сумме 1 млрд рублей ежегодно. Данные отчисления будут способствовать повышению качества бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, в том числе повышению эффективности использования их бюджетных средств, а также повышению в целом их финансовой устойчивости. Также предусмотрено выделение в 2013-2015 г.г. дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития их налогового потенциала в сумме 10 млрд рублей. В то же время выделение средств бюджетам муниципальных образований на указанные цели не запланировано. Это серьёзное упущение.

«В проекте федерального бюджета следует предусмотреть выделение средств на поддержку муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и на стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала муниципальных образований в таких же объёмах, как и субъектам РФ на реализацию данных целей, сказал Кидяев. - Важно, чтобы муниципалы за счёт средств местных бюджетов могли финансировать не только текущие расходы для решения первоочередных задач, но и формировать бюджеты развития, в том числе муниципальные инвестиционные фонды. Наш Комитет разработал ряд предложений, позволяющих стимулировать за счёт средств федерального бюджета деятельность органов местного самоуправления в сфере совершенствования управления бюджетным процессом и сокращения расходов местных бюджетов. Субсидии,выделяемые из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов, должны способствовать реформированию бюджетного процесса».

Он также выдели вопрос финансирования государственной и муниципальной службы. В проекте бюджета в 2013 году предусмотрено выделение средств на реформирование государственной и муниципальной службы в размере 120 175,0 млн руб. «Этих средств явно недостаточно на весь комплекс необходимых мероприятий, включая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучение кадров: лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих. Необходимо увеличить финансирования данного направления и отразить это в новой редакции законопроекта», - отметил депутат.

Важным блоком по совершенствованию проекта федерального бюджета является, по словам Кидяева, обеспечение фактической сбалансированности местных бюджетов: «У большинства регионов недостаточно собственных доходов для обеспечения фактической сбалансированности местных бюджетов, в том числе для оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям, имеющим низкий уровень налогового потенциала, депрессивным муниципальным образованиям, а также моногородам. При этом нормами законопроекта не предусмотрено выделение средств субъектам РФ для оказания ими целенаправленной финансовой помощи бюджетам таких муниципальных образований. Соответственно эти муниципалитеты не смогут обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и формировать в их структуре бюджеты развития».

Не всё гладко и в вопросах обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ. В законопроекте закреплены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год, однако, по экспертным  оценкам, данных сумм будет недостаточно. Также он добавил, что в бюджете мало уделено внимания финансовому обеспечению регионов с узкоспециализированной экономикой, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований.

Общественная приемная