Преподавание истории: подходы и логика
Президент РФ Владимир Путин заявил, что единые подходы к истории - это не казенное и официозное единомыслие, а единая логика преподавания, которая должна основываться на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к родине.
"Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь совершенно о другом. О единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности", - сказал глава государства на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по истории России.
В частности, по его словам, должно быть понимание того, что самые драматичные и неоднозначные события в истории - это неотъемлемая часть прошлого, "и при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением". "Это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история - это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода", - приводит слова Путина "Интерфакс".
По мнению президента, задача школьного курса истории - дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. "С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы сами вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом более, чем за 1000 лет", - указал Путин.
Он подчеркнул, что главная, стержневая линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, - это "объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому, любовь к своей родине".
Путин заявил, что до начала нового учебного года все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ, должны быть сформированы на базе новой концепции по истории России. "Уже на базе новой концепции должны быть сформированы все экзаменационные материалы, в том числе вопросы Единого государственного экзамена. Все это нужно сделать до начала нового учебного года", - заявил президент на встрече, подчеркнув, что параллельно на базе новой концепции нужно начать формировать новую линейку учебников по истории.
"Сейчас на базе концепции нужно приступить к подготовке новых учебников по истории для всех классов. При этом очевидно, что до их появления в школах пройдет время, и нам нужно предусмотреть переходный период", - отметил глава государства.
Работа по формированию новой линейки учебников, по словам президента, должна строиться максимально открыто. "Здесь не должно быть какого бы то ни было монополизма. Следует использовать как возможности уже имеющихся, сложившихся коллективов, так и потенциал других авторских групп, в том числе молодых историков", - подчеркнул Путин.
Все представленные материалы должны проходить "глубокую профессиональную и общественную экспертизу", считает он. "Только после этого они могут быть рекомендованы к использованию", - указал президент.
В этой связи Путин обратился к представителям российского исторического общества с просьбой активно подключиться к такой экспертизе и подумать над тем, как поощрить наиболее достойные работы и авторов.
В ходе встречи глава государства высказал мнение, что школьные учителя должны иметь возможность рассказывать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, и заметил важность продолжения профессиональной дискуссии вокруг наиболее спорных событий истории.
"Важно продолжить профессиональную, непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных событий истории, чтобы, опираясь на объективные факты, максимально сблизить здесь наши позиции и оценки", - подчеркнул Путин, отметив, что нужно выйти на согласованную трактовку событий в тех случаях, где это возможно.
"При этом убежден, что нельзя ограничивать учителя в его стремлении как можно шире показать ученикам разные точки зрения на исторические факты и события, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, сборники исторических документов, пособия", - сказал президент.
Вместе с тем, глава государства обратил внимание на то, что такие документы должны быть объективными и опираться на фундаментальные научные оценки и выводы и не допускали искажений.
Говоря о необходимости разработки единого учебника по российской истории, Путин отметил, что она была связана с наличием большого числа пособий, которые содержали "идеологический мусор". "Самое главное заключалось в том, что в той системе сертификации, условно скажу, учебной литературы, которая поступала в школы, проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа, - для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо", - заявил президент.
По его словам, некоторые оценки по истории второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, - это "просто безобразие", по-другому и назвать никак нельзя. "Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться", - указал Путин.
При этом глава государства подчеркнул, что речь не идет о попытках ввести "какое-то единообразие в мышление и в оценки".
Также он прокомментировал ряд так называемых сложных тем в отечественной истории, над которыми работали авторы концепции, в частности, о роли Советского Союза в послевоенной истории стран Восточной Европы.
"Говорят о том, что в результате второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативное влияние на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях. А если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых: их просто истребили бы - и все", - отметил Путин.
В связи с этим он призвал историков к совместной работе с зарубежными коллегами. "Совместно мы можем выработать максимально объективные подходы к оценкам. Мы можем это сделать, и нужно это делать", - сказал президент.
В целом, по мнению президента, ключевой момент в работе над новой концепцией отечественной истории в том, чтобы "люди не только узнали о том, что было и ознакомились с теми или иными оценками, но и осознали собственную, личную меру ответственности за страну, в которой мы живем".