Попов: Теология в школах вводится как светский предмет
08 февраля 2012,
19:58
Владимир Путин на встрече с религиозными деятелями предложил ввести в школах обязательный предмет - «Основы религиозных культур и светской этики»
Премьер-министр, лидер партии «Единая Россия», кандидат в президенты РФ Владимир Путин в среду, 8 февраля, провел предвыборную встречу с религиозными деятелями. В ходе встречи премьер предложил ввести в школах новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Как заявил в комментарии ER.RU первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, теология предлагается для изучения в школах как светский предмет. Обучение детей основам религиозных культур уже ведется в 19 регионах России. И родители, и дети предметом довольны.
Попов рассказал, что курс «Основы религиозной культуры» состоит из шести блоков: основы светской этики, основы культуры мировых религий, и четыре блока основных религий России: православия, ислама, буддизма, иудаизма. «На встрече премьер сказал, что было бы неплохо, если бы теология как дисциплина получила официальный статус», - отметил Попов и добавил, что депутаты фракции «Единая Россия» поддерживают это предложение.
Парламентарий сообщил, что Курс пойдет в 4 классе с 1 сентября». «Он будет идти один семестр. Какой из шести блоков изучать детям, предстоит выбрать родителям», - сказал он.
Между тем, эксперимент по внедрению основ религиозной культуры в школьную программу проходил в 19 субъектах Федерации в течение двух лет, рассказал Попов. «Перед началом эксперимента было очень много полярных точек зрения, беспокойства. В результате получилось следующим образом: 40 процентов выбирали курс «Основы светской этики», 25 процентов «Основы православной культуры», 20 процентов «Основы культуры мировых религий». Остальные блоки распределились между оставшимися 15 процентами», - отметил он.
Попов добавил, что, к примеру, в Калмыкии, Бурятии, Тыве родители выбирали для своих детей предмет «Основы буддистской культуры», в Башкирии, Татарстане - основы ислама.
Парламентарий подчеркнул, что какой бы из блоков ни изучали дети, речь, «безусловно, идет о светском предмете».
«У нас путаница в головах. Люди думают, в том числе с подачи многих СМИ, что речь идет об основах религий. Нет. Речь идет именно о светском предмете. Мы же понимаем, что большая часть литературы, искусства в основе имеют религию. К примеру, многие русские книги говорят о православных ценностях. Но предметом предлагается толерантный выбор, который предстоит сделать родителям», - заявил Попов.
Также он отметил, что на встрече премьера Путина с религиозными деятелями возник вопрос о кадрах: кто будет преподавать курс? «Владимир Путин отметил, что здесь, безусловно, есть проблема, и было бы неплохо, если бы преподавали и теологи», - сказал Попов.
«Безусловно, важно, кто и как будет преподавать. Сегодня министерство образования разработало очень хорошие учебники. Я их видел.
Разработанные методические пособия для учителей тоже очень высокого качества. Определить, кто будет преподавать, должна школа. Это могут быть или уже работающие педагоги, или представители церкви. Путин имеет в виду, что священнослужители обладают необходимыми знаниями, потому что закончили и семинарии, и «мусульманские университеты». Они имеют необходимую базовую подготовку, и смогут преподавать в соответствии с методикой, государственным стандартом», - уверен Попов.
При этом, подчеркнул он, учитывая установленный и согласованный государственный стандарт по предмету, смысл дискуссии, нужно ли священникам приходить в школы, снимается в данном случае: представители церкви будут обычными преподавателями.
В целом, отметил Попов, «вариантов, кто будет преподавать, достаточно много». Этот вопрос только начал обсуждаться, но учитывая, что до 1 сентября осталось немного времени, эту работу надо ускорить», - добавил он.
Впрочем, отметил парламентарий, учитывая экспериментальный опыт регионов, этот вопрос вполне успешно может быть решен.
Кроме того, Попов уверен, что сам предмет в школе среди и учеников, и родителей найдет огромное количество почитателей. «До начала эксперимента 90 процентов его участников возражали против введения предмета. После того, как эксперимент состоялся, и родители увидели этот курс, по-прежнему отрицательных взглядов придерживались всего три процента. Мнение родителей полярно изменилось, страх и предупреждение исчезло. Ребенок узнал много новой информации, научился ее оценивать, у него поменялись суждения о каких-то вещах, появилось понятие моральных, культурных ценностей», - заключил Попов.