Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Пополнение доходов муниципалитетов за счет собственных источников должно стать приоритетной задачей - Кидяев

09 июня 2012, 21:09
Экспертный совет комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с экспертным советом Всероссийского совета местного самоуправления провел первое заседание

Экспертный совет комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с экспертным советом Всероссийского совета местного самоуправления в субботу, 9 июня, провел свое первое заседание, передает ER.RU.

В нем приняли участие замминистра регионального развития РФ Роман Панов, председатель думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, председатель Всероссийского совета местного самоуправления, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко.

На повестке обсуждения были рекомендации по вопросам разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их обеспечения финансами, разработанные по итогам проведённых Комитетом 26 апреля 2012 года парламентских слушаний. Также в ходе заседания обсуждались вопросы расширения перечня выборных муниципальных должностей и проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного контроля и надзора.

Как отметил Кидяев, одной из основных проблем местного самоуправления является экономическая слабость муниципальных образований, на борьбу с которой направлены усилия федеральных законодателей. «В среду мы приняли в третьем чтении законопроект, по которому с 2013 года в местные бюджеты будут поступать 100% от стоимости патента и дополнительные 30% от сельхоз.налога», - напомнил депутат.

Однако, дополнил Кидяев, это даст всего лишь 800 млн рублей в год, чего явно недостаточно для существенного изменения ситуации.

По мнению председателя думского комитета, приоритетной задачей должно стать пополнение доходной базы муниципалитетов за счет собственных источников, прежде всего – налоговых. Целесообразно было бы закрепить за местными бюджетами те налоги, на развитие и повышение базы которых могут влиять органы местного самоуправления.

«Мы предлагаем закрепить за местными бюджетами отчисления от налога на прибыль организаций, исчисленного по ставке 2%, от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения по нормативу 100%, и от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощённой системы налогообложения, по нормативу 100%», - перечислил Кидяев.

Также он предложил ввести местный транспортный налог в отношении физических лиц, закрепив отчисления от него за муниципальными дорожными фондами, и увеличить долю поступлений в местные бюджеты от НДФЛ не менее чем до 50 %.

«В перспективе следует сделать НДФЛ региональным, а в местные бюджеты зачислять его по месту жительства физических лиц», – добавил депутат.

Помимо перераспределения налогов в пользу муниципалитетов, доходную базу самоуправления поможет увеличить отмена установленных на федеральном уровне льгот по местным налогам – по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. «Все эти меры позволят сократить дисбаланс между потребностями местных бюджетов и их реальными доходами, по нашим оценкам, на 650 млрд. рублей Однако это только начальные меры. Муниципальным образованиям, по нашим оценкам, требуется втрое больше", - считает Кидяев.

"В поиске этих средств нам без помощи не обойтись. Важно, чтобы получение финансовой помощи было обусловлено заранее установленными и понятными правилами, а её объём был предсказуем и достаточен», – констатировал политик.

Также в своем выступлении Кидяев остановился на вопросах полномочий, о межмуниципальном сотрудничестве и о местном самоуправлении в политическом разрезе.

Говоря о передаче муниципалитетам дополнительных полномочий, Кидяев заметил, что правовые основы местного самоуправления в стране сформированы и сейчас на местах ждут не новых изменений, а наоборот – стабильности законодательства.

Необходимо активно развивать межмуниципальное сотрудничество, главным образом – хозяйственное, считает депутат. А для этого, по его словам, должна быть сформирована законодательная база.

Также важно найти эффективные форматы такого сотрудничества: это могут быть межмуниципальные учреждения (как бюджетные, так и автономные) и межмуниципальные предприятия, отметил парламентарий.

Говоря о местном самоуправлении в политическом аспекте, Кидяев отметил, что вопрос расширения перечня выборных муниципальных должностей требует деятельного изучения и здесь должны соблюдаться определенные принципы. «Выбирать нужно глав муниципальных образований, которые должны работать на постоянно основе. Если глава будет заниматься пост руководителя администрации, то целесообразно для него предусмотреть процедуру прямых выборов, а если пост председателя представительного органа, то тогда выбирать его надо из числа муниципальных депутатов», - сказал Кидяев.

Он также напомнил, что недавно вступил в силу закон о выборах губернаторов, который предусматривает сбор кандидатами на эту должность подписей в свою поддержку среди депутатов и всенародно избранных глав муниципальных образований. «Очень важно, что закон подталкивает кандидата в губернаторы заранее начать взаимодействовать с муниципальным сообществом. Одновременно возрастает авторитет местной власти. Можно подумать и о том, чтобы такую поддержку муниципалов получали и будущие сенаторы. Не стоит и о депутатах забывать – можно подумать об увеличении численности представительных органов муниципальных образований», – подытожил Кидяев.

Общественная приемная