Подготовку кадров по рабочим специальностям обсудили в «Единой России»
Актуальные проблемы подготовки кадров по востребованным и перспективным рабочим профессиям обсудили в четверг, 11 июня, в ЦИК партии «Единая Россия».
Как отметил руководитель проекта «Достойный труд» партии «Единая Россия», первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, производство утратило связи с системой профессионального образования. Снижение популярности профессионального образования, по его словам, произошло также из-за заниженных зарплат.
Член Президиума Генсовета «Единой России», член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников предложил повысить популярность рабочих профессий, возродив институт наставничества. «Я считаю, что для развития рабочих специальностей необходимо, чтобы профессионалы высокого уровня приходили в школу и рассказывали для учеников 7 класса о своей работе», - отметил Трапезников.
По его мнению, в 9 классе у школьников должно уже быть представление куда идти, какую рабочую специальность получать. «После получения среднего специального образования ребята в 18-19 лет могут получать 3-4 разряд рабочей специальности и идти на работу на предприятия. Потом они могли бы совершенствоваться и становиться высококвалифицированными специалистами с высокой зарплатой», - сказал депутат.
Трапезников обратил внимание, что рабочие специальности сегодня востребованы. «Я был в одном из техникумов в Перми. Мне рассказали, что после окончания обучения, буквально сразу же, 100% выпускников получили направления на работу», - рассказал парламентарий.
Он подчеркнул, что необходимо использовать потенциал рабочего движения. «Федерация профсоюзов может найти много людей в регионах, которые занялись бы пропагандой рабочих профессий в регионах», - заключил депутат.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член Генерального совета «Единой России» Владимир Бурматов, в свою очередь, назвал провальными действия Минобразования в сфере популяризации рабочих специальностей и ранней профессиональной ориентации школьников. В связи с этим депутат тоже предложил вспомнить про систему ранней профориентации, которая существовала в школах, но была практически полностью утрачена за последнее время.
«Система учебно-производственных комбинатов, в которой обучались школьники, безусловно, имела свои изъяны и вряд ли может восприниматься, как современный рецепт и панацея, однако она отчасти выполняла свои функции ранней профессиональной ориентации и знакомила школьников с рабочими профессиями. Сейчас она уничтожена практически полностью, но никакой более современной, отвечающей сегодняшним нуждам экономики системы Минобром не предложено. В том числе отсюда – серьезнейшие проблемы с отсутствием интереса у школьников к рабочим профессиям», - сказал Бурматов.
Он отметил, что при этом от Минобразования не слышно никаких новых предложений по исправлению ситуации.
Тарасенко напомнил, как Министерство образования и науки ранее публиковало список неперспективных профессий. «Тогда «Единая Россия» высказала свою позицию. Мы заявили, что важны все профессии, и Министерство образования в результате откорректировало свою позицию», - рассказал депутат.
Руководитель партпроета добавил, что теперь Минтруд начал формировать справочник новых, перспективных профессий на рынке труда. Всего будет выделено 50 наиболее перспективных профессий. Также будет проведен анализ актуальных проблем подготовки рабочих кадров по данным профессиям, уточнил он.
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова рассказала, что для создания справочника перспективных профессии проводится анализ приоритетных научных направлений, «дорожных карт» по развитию различных отраслей. Кроме того, по ее словам, рассматриваются предложения ведомств и региональных властей, данные Росстата и Роструда.
Проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов подчеркнул, что список 50 перспективных профессий станет серьезным информационным ресурсом для россиян. «Именно для рядовых граждан создается данный список, ознакомившись с которым, они смогут определиться, какую профессию выбрать», - сказал проректор.
Заместитель министра - начальник Управления профессионального образования и науки Министерства образования и науки Калужской области Владимир Доможир отметил, что в регионе топ-50 рабочих профессий был поддержан. По его мнению, в перечне надо выделить базовые специальности и профессии, учитывая при этом меняющуюся конъюнктуру рынка труда. В дальнейшем надо оперативно реагировать на изменения на рынке труда, внося изменения в данную часть перечня, подчеркнул Доможир.
Начальник отдела содействия трудоустройству Центра занятости населения города Владивосток Светлана Макарова рассказала, что в ее центре из 15 тыс вакансий более 70% вакансий составляют рабочие специальности. «Очень много вакансий в сфере строительства и обрабатывающего производства. Нужны каменщики, плотники, сварщики. Средняя зарплата 17 тыс руб. К сожалению, это не делает данные специальности привлекательными», - отметила она.
Главный специалист сектора анализа и мониторинга рынка труда Департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа Руслан Рыбалов обратил внимание на то, что в его регионе 50% вакансий из сферы строительства. «Немало вакансий в сфере топливо-энергетического комплекса», - рассказал он.
По мнению Рыбалова, для улучшения ситуации на рынке трудовых специальностей необходимо проводить в школах мероприятия по профориентации.
В заключение Тарасенко отметил, что круглый стол показал большой интерес к проблеме среднего профессионального образования. «Необходимо продолжать сотрудничать с исполнительной властью, чтобы улучшить ситуацию в сфере среднего профобразованию. В этом заинтересованы и профсоюзы, и работодатели, и обычные граждане», - заключил депутат.