Платформенная занятость. Статья Андрея Исаева
На прошлой неделе состоялся XI Петербургский международный юридический форум. В этом мероприятии приняли участие более трёх тысяч гостей из 34 стран.
Одной из тем, обсуждаемых в рамках форума, стала платформенная занятость. Под данным термином понимают оказание услуг и выполнение работ при помощи посредника - цифрового сервиса, который связывает клиента и исполнителя. К цифровым платформам относятся, например, агрегаторы такси, службы курьерской доставки, а также часть компаний онлайн-торговли.
Сегодня платформенная занятость становится достаточно массовым явлением: число людей, которые работают через цифровые платформы, исчисляется миллионами.
Отмечу, что на форуме развернулась дискуссия о том, видом каких отношений является платформенная занятость: трудовых или гражданско-правовых.
Действительно, в платформенной занятости есть признаки трудовых отношений: платформы, как и работодатели, могут ставить перед платформенными занятыми требования по выполнению заказа, в том числе устанавливать ограничения (например, ограничивать количество часов работы для таксистов), операторы цифровых платформ обеспечивают контроль за соответствием работников той квалификации, которая необходима для выполнения заказа, платформа выступает в качестве налогового агента, применяет меры ответственности к платформенным занятым в случае нарушения требований, предоставляет средства для выполнения тех или иных задач.
Но эти отношения не являются двусторонними в отличие от трудовых, здесь третьей стороной выступает клиент. Права платформ в отношении платформенных занятых значительно уже, чем у работодателя в отношении работника.
Поэтому мы предложили оставить в стороне вопрос определения вида этих отношений и сосредоточиться на обсуждении законопроекта об особенностях регулирования платформенной занятости. Сейчас этот документ находится в стадии разработки.
Во-первых, он предполагает создание обязательного реестра цифровых платформ, где должен будет зарегистрироваться каждый оператор платформы.
Во-вторых, цифровые сервисы обязаны будут вести для клиентов рейтинг платформенно занятых.
В-третьих, операторы цифровых платформ должны будут обеспечивать ознакомление платформенного занятого со всеми существенными условиями заказа, включая размер вознаграждения.
В-четвертых, платформы будут обязаны перечислять вознаграждение в срок не позднее трёх дней с момента выполнения заказа.
В-пятых, оператор платформы должен будет создать условия для добровольного пенсионного и социального страхования платформенных занятых, в том числе предоставить застраховавшимся преференции. В настоящее время, когда за них не платят взносы в Социальный фонд, они остаются без пенсии, без больничного, без полноценной реализации права на отдых, в том числе без отпуска. Несомненно, платформенным занятым должна быть предоставлена возможность участвовать в пенсионной и страховой системах.
В-шестых, прописывается порядок решения споров между платформами и платформенными занятыми и рассмотрения жалоб. Предполагается создание совета операторов цифровых платформ и возможность создания объединения платформенных занятых, то есть профсоюза для них. При этом для операторов участие в совете является обязательным, для платформенных занятых вхождение в профсоюз, безусловно, будет добровольным.
Данный законопроект станет законом-спутником к закону о занятости населения, который прошёл первое чтение в Государственной Думе. Мы намерены внести его в парламент до конца весенней сессии после обсуждения со сторонами социального партнерства.