Партийные клубы: НКО – это развитие общества, а не манипуляции
Некоммерческие общественные организации – мощный стимул для развития гражданского общества, подчеркнул заместитель секретаря Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Юрий Шувалов, открывая в пятницу, 3 февраля, заседание политических клубов Партии на тему «Роль НКО в формировании гражданского общества», передает ER.RU.
«Мы с вами находимся в одном из таких НКО, - сказал Шувалов. - Мы реализовали много проектов. Сегодня мы задаемся вопросом: каким образом НКО обеспечивают деятельность, потому что у них нет доходов. Но программы, которые они реализовывают, оказываются очень эффективными. И эта недосказанность в обществе и политических кругах приводит к тому, что НКО становятся инструментом влияния на Россию из-за рубежа, и не только на Россию, но на страны, которые находятся в переходном периоде. В преддверии президентской кампании это очень актуальный разговор. Приглашаю вас поговорить предметно и свободно».
Деятельность некоммерческих организаций должна отражать проблематику внутри страны, чтобы эти силы не использовались другими странами для продвижения своих задач, в том числе через обучение, коучинг. Об этом заявил первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета «Единой России» Сергей Железняк. «Вопрос развития НКО актуален не только для России. Во многих странах он еще более актуален, чем развитие политических партий, потому что некоммерческих организаций в десятки раз больше. В итоге, десятки человек являются членами политических партий, а сотни – общественных организаций. Так получается, потому что один человек может быть членом нескольких общественных организаций», - заметил он.
Парламентарий подчеркнул важность взаимодействия государства и общественных организаций. Эта связь позволяет активно участвовать в социально значимых проектах, и этот эффект будет нарастать. «Нам важно понимать, какую деятельность в поддержку НКО мы можем осуществить, потому что некоторые виды деятельности далеко не всегда могут быть отрегулированы государством», - сказал он.
Важно, по словам Железняка, чтобы НКО были именно таковыми, и не подменяли собой политические партии и политические силы. «Если у сообщества есть желание стать партией, то оно должно пройти необходимые процедурные изменения, тем более что идет либерализация законодательства, и не будет никаких барьеров, чтобы той или иной общественной группе стать политической партией. Важно, чтобы деятельность НКО отражала проблематику внутри страны, чтобы эти силы не использовались другими странами для продвижения своих задач, в том числе через обучение, коучинг. Я считаю, что это наш вопрос, который граждане должны решать сами. Мы сами должны определять будущее своей страны», - заключил Железняк.
Ни одна из оранжевых революций, где бы они ни происходили – в Югославии, на Ближнем Востоке, в Украине, – не привела к тому, что эти страны стали мощными, процветающими, способными составить конкуренцию США или Великобритании. Ничего подобного не происходит, констатирует первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета «Единой России» Андрей Исаев
В частности, Исаев сказал: «Сейчас финансовый пузырь лопается. Задачей является не допустить возникновения иных центров силы, в первую очередь, экономической, которые могли бы сорвать дальнейший экспорт внутренних проблем США и Великобритании в другие страны. Поэтому мы видим целый ряд удивительных процессов по всему миру. Нас могут обвинять и обвиняют – есть у нас одна радиостанция, которая размещала на днях воззвание господина Березовского с призывом к свержению государственного строя в Российской Федерации, - в шпиономании, в том, что мы возвращаемся в годы холодной войны, гоняемся за ведьмами.
Но нужно вообще не обладать телевизором, радио, газетами, отключить вообще доступ к информации и только повторять либеральные мантры, для того, чтобы не видеть очевидного: оранжевые революции осуществляются во многих странах мира при деятельной поддержке спецслужб США и Великобритании, в бюджетах которых закладываются значительные деньги для проведения этих революций. И ни один из результатов оранжевых революций, где бы они ни происходили – в Югославии, на Ближнем Востоке, в Украине, – не привели к тому, что эти страны стали мощными, процветающими, способными составить конкуренцию США или Великобритании. Ничего подобного не происходит.
ВВП сокращается, экономические и внутренние проблемы государств усиливаются, безопасность человека уменьшается. В Ираке количество погибших за годы пребывания там войск НАТО сравнялось с количеством погибших при Хусейне. Нужна ли такая свобода жителям Ирака? Я уверен, что еще и жители Ливии, при замашках Каддафи и созданной Джамахирии, еще вспомнят его добрым словом, потому что лишатся всех благ и уровня жизни, который был при нем. Потому что сейчас мы видим, что не свобода была целью революции, а завладевание ресурсами. Это очевидно и однозначно.
Считаю, что НКО должны пользоваться серьезной поддержкой государства. Согласен, что для получения международной помощи должны быть созданы определенные фильтры. Во всяком случае, финансирование США должно по-всякому подчеркиваться. Например, существует Московская Хельсинская группа, ею руководит гражданка Америки, приносившая присягу на верность родной страны. Это должно объявляться при всех выступлениях: в данном случае – это позиция гражданина США. Во время СССР, кстати, мы постоянно слышали, слушая радио «Свобода», замечательную фразу: вы слушаете независимую радиостанцию, финансируемую конгрессом США.
Думаю, когда подобного рода организации выступают, пусть говорят: выступает независимая общественная организация «Голос», финансируемая Соединенными Штатами Америки. И тогда всем будет все понятно. При этом, отнимать у «Голоса» право голоса никто не собирается.
Россия – достаточно мощная страна. Мы не меньше, чем США и Великобритания, заинтересованы в развитии гражданских институтов. И мы не можем больше мириться с массовым нарушением прав человека в западных странах. Вы представьте: у нас собираются десятки тысяч людей на Болотной площади, и тут же ведется разговор о том, что мы нарушаем права человека, потому что правительство немедленно не вступило в разговор с участниками митингов.
В США 1 млн 200 тысяч человек, вышедших на акцию «Захвати Уолл-стрит», разгоняются слезоточивым газом и водометами. Разве мы можем мириться с массовыми нарушениям прав людей? Можем мириться с тем, что мощные организации, такие, как «Нации Ислама», «Черные пантеры», имеющие массовую поддержку в обществе США, не находят возможности реально представлять своих представителей на выборах в конгресс?
Разве мы можем мириться с тем, что при наличии 200 партий в США, к реальным выборам президента допускаются только два человека из года в год, из раза в раз? Мы можем признавать такие выборы честными, равноправными и свободными?
Я считаю, что Россия должна оказать мощную помощь развитию гражданского общества США и Великобритании с той целью, чтобы все гражданские инициативы, включая национальные инициативы, которые там существуют, были поддержаны и получили воплощение. Мы не меньше США и Великобритания заинтересованы в развитии демократии во всем мире».
Между тем, любая гражданская инициатива чрезвычайно полезна, отметила координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России», председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По ее словам, сегодня в РФ приняты законодательные акты, которые регулируют деятельность политических партий и некоммерческих организаций. Многие НКО активно и созидательно работают на муниципальном уровне, предлагая конкретные проекты развития регионов.
Вместе с тем, по словам Яровой, неслучайно законодатель ввел ряд ограничений, дающих основание при проведении проверок принимать решение даже о закрытии общественных организаций. «Буквально вчера появилось заявление активного блогера из Находки Татьяны Корчевной, которая отстаивала интересы жителей своего города, - сообщила парламентарий. - Она оказалась под воздействием некой некоммерческой сети, которая, как сама эта сеть представляет, создана в России с одной целью - «работать против Путина». Девушке предлагалось создать «сеть звездочки», вести внутри нее дискуссию только по политическим темам. То есть, цели преследуются самые прагматические, направленные на разрушение устоев политической системы России, на вторжение в нашу внутреннюю политику, деморализацию общества, создание агрессивного настроя среди граждан. Татьяна поняла, что ее пытаются использовать».
По мнению Яровой, государство должно защищать наших граждан от такого фактически силового воздействия. «И это задача не только защиты интересов государства, но и задача защиты общества, - считает глава думского комитета. - Ведь речь идет о формировании на территории России системы противодействия нашей политической системы, организации воздействия на блогосферу с целью формирования определенных настроений, решения конкретных политических задач».
«Нужно ли это игнорировать? Совершенно ошибочно было бы не уделять этому должного внимания. Мы не заинтересованы в том, чтобы свободное волеизъявление наших граждан подменялись манипуляциями иностранных государств, политическими технологиями, направленными против РФ», - заметила Яровая.
Россия, по ее словам, никогда не страдала шпиономанией. Но наша страна защищала и будет защищать свои национальные интересы. «Уверена, что большинство граждан, входящих в те или иные НКО — это люди с чистой, открытой и искренней позицией, - сказала депутат. - И любое вмешательство в деятельность некоммерческих организаций со стороны иностранных государств, как мне представляется, должно немедленно пресекаться. Общественная инициатива сегодня очень востребована. Но она должна быть направлена прежде всего на развитие страны».
С предложением создать Российский фонд поддержки неправительственных некоммерческих общественных организаций выступил в пятницу, 3 февраля, депутат Госдумы, политолог Вячеслав Никонов. «США – страна-первопроходец по использованию мягкой силы, деятельности НКО. И сегодня в США внешнеполитической деятельностью занимаются порядка 15 тысяч НКО. Я, как руководитель Фонда «Русский мир», могу сказать, что 3-4 – не тысячи, а просто 3-4 российские неправительственные организации в России занимаются какой-то видимой деятельностью на международной арене. США – серьезная и системная страна, там есть национальный совет по разведке, который объединяет 27 разведок. Все они работают. Я понимаю, что так устроен мир, и он всегда так устроен: мы можем только учиться и завидовать их возможностям», - заметил Никонов в ходе в ходе заседания политических клубов Партии.
Эта тема, по словам Никонова, сейчас стала не очень модной. «Наши оппозиционные круги начинают обвинять тех, кто об этом говорит, в шпиономании. Но то же самое говорили и перед событиями в Сербии, Украине, Грузии. Какие-то попытки влияния на внутреннюю ситуацию существовали во всех постсоветских странах. Этим занимались люди, и эти люди уже опубликовали мемуары, в том числе сотрудники спецслужб», - заметил депутат.
Никонов привел в пример книгу Френсиса Фукуямы, которая на русском языке вышла под названием «Америка на распутье»: «Там есть глава, посвященная технологии распространении демократии в США. Он описывает институты и проведенные операции».
Что касается XX века, отметил Никонов, Фукуяма пишет о влиянии на формирование демократий в разных странах мягких сценариев, реализуемых тремя странами. Смена режима проходила мягко. «Внешняя поддержка была решающей», - подчеркнул Никонов. - Американцы не скрывают, что то, что написал Фукуяма – правда. Это то, что они делают, и делают с открытым забралом. Конечно, не все американские НКО заняты политикой. Они занимаются и культурой, и гуманитарным обменом. Просто надо знать это, чтобы действовать в политическом пространстве».
В самих США деятельность подобного рода НКО иностранных государств очень сильно регламентируется, подчеркнул политолог. Существует так называемая авторегистрация иностранных объектов. НКО, действующая в интересах другого государства на территории США, должна регистрироваться и отчитываться о своей деятельности. Можно было бы просто кальку взять с американского закона.
«Мы должны в первую очередь поддерживать наши НКО. Те средства, которые идут в неправительственный сектор у нас, на порядки уступают тем средствам, которые идут на те же цели со стороны других государств. Нам, «Единой России» было бы правильно выступить с такой инициативой, создать Российский фонд поддержки неправительственных, некоммерческих общественных организаций, и действительно сделать его серьезным фактором подкрепления российского гражданского общества. Которое, в противном случае, будет подпитываться из источников, описанных выше», - заключил Никонов.
Мы можем внести поправки в закон о политических партиях, чтобы более четко регламентировать деятельность НКО, считает координатор социально-консервативного клуба «Единой России» «Гражданская платформа», депутат Госдумы Игорь Игошин.
Игошин напомнил, что «Единая Россия» выступила с инициативой, которая была реализована в 2011 году, по ведению отдельного финансирования некоммерческих организаций федеральным бюджетом, и софинансированием программ региональными бюджетами. Уровень финансирования в 2011 году составил 880 млн рублей, в целом НКО в 2011 году получили около 10 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов.
Игошин сообщил, что из 880 федеральных млн 600 было распределено на конкурсной основе и перечислено регионам по утвержденным программам. «Организации занимались социальным сиротством, адаптацией инвалидов, поддержкой материнства и детства, поддержкой пожилых людей. Это четыре основных направления деятельности, по которым общественные организации в регионах выигрывали и получали финансирование», - пояснил депутат.
132 млн рублей из федерального бюджета были направлены на поддержку крупных федерального значения социально ориентированных общественных организаций. «На 2012 год сумма в бюджете заложена более серьезная», - добавил Игошин.
«Финансировать надо, никто не спорит об этом. Финансирование начато. Много это или мало? – спросил парламентарий. - Понятно, что абсолютных цифр не существует. По сравнению с общими годовыми объемами бюджета в нашей стране – это 100 млрд рублей зарегистрированных денег – ассигнования уже не выглядят так серьезно. То есть говорить о доминировании российского государства в этой сфере, к сожалению, пока нельзя. Но мы можем надеяться, что в нашей системе эта цифра со временем будет увеличиваться. И зависимость от иностранных вложений будет снижаться».
С другой стороны, по мнению Игошина, не следует протестовать против иностранных вложений, направленных на поддержку социального сиротства, инвалидов. «Да, был очень серьезный аргумент у организаций, которые занимаются политикой, что они не могут стать политической партией. Но президент РФ четко обозначил изменения в этой сфере. Любая группа людей будет иметь реальный шанс зарегистрироваться. Поэтому очень важно для нас развести некоммерческую деятельность и политическую деятельность. В законодательство необходимо ввести отчетность и обязательства. С четким ограничением финансирования со стороны иностранных государств. Думаю, что мы можем внести поправки в закон о политических партиях, которые будут расставлять все точки над i, позволят государству меньше контролировать НКО, потому что их деятельность будет четко регламентирована», - заключил Игошин.
Мы должны лоббировать интересы гражданского общества с сугубо материальной точки зрения, заявил заместитель руководителя ЦИК «Единой России» Андрей Ильницкий. «Только по линии США на поддержку демократии выделено с 2009 года 5 млрд рублей. Примерно также – по европейской линии. То есть мы тут пока не конкуренты. Поэтому мы должны лоббировать интересы гражданского общества с сугубо материальной точки зрения. Ничего плохого не вижу в том, что формируется некое управляемое гражданское общество. Какие-то элементы могут идти сверху. Напомню, вся политическая, да, в общем-то, и гражданская система, вполне успешно работающая, к примеру, в Германии, была насаждена сверху американцами в послевоенные годы. И ничего, работает. И работает не на американцев, а на гражданское общество этих стран», - заметил Ильницкий.
По его мнению, то, что премьер-министр РФ Владимир Путин написал в своей первой статье, сводится к политической миссии, которую себе поставил лидер, если его поддержит общество: обеспечить управление большинством. «Мы привыкли говорить: демократия – это власть большинства. Но на самом деле и Путину, и Медведеву досталось в наследие политическая система, созданная в 1990-е годы, когда обществом управляла узкая либеральная группа элит, но отнюдь не большинство. Как реализовать эту миссию, чтобы допустить большинство к управлению – это очень важный вопрос. И мы, как Партия, должны ставить себе такую задачу. Мы должны расставить открытые микрофоны во всем обществе. То есть то, что мы пытались делать вместе с Народным фронтом, когда делали мега-опрос этим летом, собирая предложения в Народную программу», - сказал Ильницкий.
Кроме того, добавил он, строя гражданское общество, надо укреплять институты, «то, что сделано – Народный фронт, Большое правительство, Открытая трибуна в Госдуме». При этом Ильницкий отметил, что многие общественники и политики, приглашенные к разговору на Открытую трибуну, не пришли, найдя разные предлоги и поводы.
«Диалог должен быть все-таки двухсторонний, - уверен он. – И в Партии для того есть большие резервы. Необходимо не только модернизировать Партию в русле платформ и клубов, но и ввести ключевые показатели для партийцев, обеспечив возможность высказаться, услышать и повлиять, в том числе, в Интернете. Есть Твиттер, Фейсбук – плюс, нет – извини. Дал комментарий, ответил на вопрос, встретился с избирателями – набираешь очки. Наша жизнь – это то, что мы о ней думаем. Давайте задумаемся и над идеологией, и над тем, что делать, и быстро превратим мысли в технологию обеспечения власти большинства, о чем и говорит наш лидер в своих статьях».