Парламентский контроль обеспечит эффективное госуправление
На пленарном заседании Госдумы в пятницу, 19 апреля, во втором чтении принят законопроект «О внесении изменений в ст.11 федерального закона о Правительстве РФ». Под этой казенной формулировкой скрывается важнейший институт, обеспечивающий эффективность государственного управления и экономического развития государства – парламентский контроль. Тот самый парламентский контроль, который является неотъемлемой частью обеспечения народного представительства, что полностью соответствует букве и духу Конституции РФ.
Закон о парламентском контроле объективно повышает роль и значение Федерального Собрания Российской Федерации как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны. Более того, само формирование полноценного института парламентского контроля становится важным условием дальнейшего развития не только российского парламентаризма, но и российской государственности в целом.
Текущий анализ правовых основ парламентских расследований в Российской Федерации показывает необходимость перехода на качественно новый уровень - от фрагментарной тематики парламентских расследований к более обобщающему федеральному закону о парламентском контроле. Объективные предпосылки для принятия единого базового закона о парламентском контроле уже сложились - в деятельности Федерального Собрания механизм парламентского контроля де-факто и де-юре уже стал формироваться. И теперь, учитывая уже сформировавшуюся практику, необходимо принять федеральный закон, который будет системообразующим и базовым для разрозненных в настоящее время форм парламентского контроля. Об этом на разных дискуссионных площадках говорили многие парламентарии, в том числе – представители «Единой России».
Так, например, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, утверждая, что «в стране уже сложилась система парламентского контроля, и она гораздо шире, чем парламентское расследование», ратует за развитие постоянного финансового контроля в рамках бюджетного процесса. Кроме того, по её мнению неплохо было бы контролировать деятельность представителей парламента в наблюдательных советах госкорпораций.
«Мы не имеем с ними обратной связи, а стоило бы спросить, за что они там голосуют. Вообще хорошо, если бы у нас появилась возможность влиять на решения госкорпораций, например, по выплате своим сотрудникам бонусов и дивидендов», - считает она.
Зампред комитет Госдумы по экономической политике и инновационному развитию Виктор Звагельский полагает, что нужно предусмотреть меры воздействия на недобросовестных чиновников. Например, предоставить возможность Думе «дисквалифицировать» госслужащего, который не исполняет сроков, установленных для ответа на парламентский запрос, или присылает на него отписку.
«Закон о парламентском контроле необходим. Но в него необходимо вводить раздел, посвященный самоконтролю, - заявляет член комитет по бюджету и налогам Николай Гончар. - Общество должно осознать, что мы хотим навести порядок и начать наводить его с себя. Депутаты должны вводить контроль над собой. Надо продумать механизмы».
«Сам по себе парламентский контроль, при отсутствии инструментов, необходимых для его функционирования, превращался в фикцию», - считает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Но с принятием закона о Счетной палате, Дума получила очень серьезный инструмент финансового контроля. «Хочу напомнить, что Счетная палата – это инструмент парламента», - подчеркнул Макаров.
«Второй закон, который определяет возможности парламента с точки зрения вопросов бюджетной сферы – это закон о госпрограммах, - напомнил парламентарий.
Теперь в бюджете, будут закладываться не только задачи, и средства, которые на это выделяются, но и индикаторы, которые позволят определить эффективность выполнение конкретной госпрограммы.
«То есть мы получаем ответ на главный вопрос, который ставила Государственная Дума – это вопрос об эффективности расходования бюджетных средств», - заявил глава думского комитета, и добавил, что «таких полномочий, которые получила Государственная Дума в бюджетном процессе, у нас не было никогда».
По мнению Макарова, принятие закона о парламентском контроле позволит теперь в полном объеме реализовывать конституционные полномочия Государственной Думы.