Открытая трибуна: Потенциал ЕГЭ не исчерпан
Проблемы Единого государственного экзамена и пути их решения обсуждались на заседании Открытой трибуны в среду, 6 июня.
«На прошлой неделе завершились основные сроки проведения единого государственного экзамена. Его итоги стали предметом для острых заявлений. И такая ситуация повторяется из года в год. Из года в год - эта тема является своеобразным раздражителем общественного мнения. Это связано и со злоупотреблениями, которые происходят и по вине недобросовестных чиновников, и учителей и даже школьников. И с теми недостатками, которые изначально заложены в природу этой формы проверки знаний школьников», - заявил, открывая заседание, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.
Он отметил, что на сегодняшнем заседании присутствуют учителя, ректоры вузов, эксперты, представители органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы. Спикер предложил собравшимся обсудить перспективы ЕГЭ. И в частности, высказаться на тему более углубленной проработки соответствующей законодательной базы. «Конечно, мы понимаем, что всё с помощью права не исправить. Главное, чтобы эта форма проверки знаний была и объективна, и давала равные возможности для дальнейшего образования», - подчеркнул Нарышкин.
Кампания по сдаче ЕГЭ в этом году отличалась в первую очередь тем, что была выявлена утечка некоторых заданий из территориальных отдаленных местностей, куда они пересылались электронной почтой, подчеркнул замминистра образования и науки Игорь Реморенко. «Хотя, в целом, утечка не сказалась на изменении результатов», - отметил он, так что отменять результаты в силу этого обстоятельства вряд ли стоит.
В качестве защиты информации при проведении ЕГЭ в следующем году предлагается ввести «ориентир на случайный выбор заданий», сообщил замминистра. Кроме того, по его словам, должно быть прекращено использование результатов ЕГЭ в управленческой работе.
Зарплата учителей также не должна зависеть от результатов сдачи ЕГЭ, подчеркнул член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург. Кроме того он предложил создавать независимые центры приема экзаменов.
Учитель математики гимназии №261 г. Санкт-Петербург Дмитрий Гущин заявил о необходимости введения уголовной ответственности за размещение в интернете вариантов ответов. Кроме того, по его мнению, необходимо прописать правовые основания для того, чтобы блокировать распространение такого рода контента в соцсетях.
В начале своего выступления заместитель председателя Государственной Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев заметил, что ЕГЭ нельзя «ни ликвидировать, ни резко отменять». «Мы молодое общество, проживаем очень непростой период: переход от советской системы к вновь создаваемой, - сказал депутат. - Много недостатков высветила практика ЕГЭ, но отрицательный опыт - это уже излечение от болезней. Я сын учителей и знаю, что это за труд, как непросто принимать объективно решение по оценкам в школе небольшого поселка. Но та система, о которой сегодня высказываются практикующие педагоги, открыла дорогу выпускникам сельских школ и заслуживает дальнейшего развития – под контролем общества».
Васильев отметил, что «сбросы» экзаменационных билетов в Интернет создают значительные проблемы при оценке знаний: «Это вопрос не к детям и не к педагогам, а к нам – законодателям. В Интернете тоже надо наводить порядок, потому что пространство «свободы» не должно быть местом распространения коррупции».
Руководитель фракции «Единая Россия» обратил внимание на данные социологических исследований: «Ситуация, даже в таком коротком промежутке времени, начинает меняться. По данным социологов, 57 % россиян предпочли бы для своих детей старую экзаменационную систему. За новую - только 26%. Но среди тех опрошенных, кто уже столкнулся с ЕГЭ, данный процент заметно выше – 37%. А мы сейчас слышим, в том числе, и положительные оценки педагогов, которые несут ответственность за ЕГЭ, участвуют в этом процессе, и их позицию нельзя отрицать. Давайте вспомним слова древних мудрецов: «Все новое рождается как ересь, а умирает как предрассудок». На пути от одного к другому развивается цивилизация. Мы сегодня в движении. Мы можем получить значительный положительный результат».
Он выразил благодарность критикам ЕГЭ, которые оказывают помощь: «Нельзя процесс захвалить, захлопать аплодисментами. Практика ЕГЭ существует, ей надо уделять надлежащее общественное внимание, а самое главное – создавать благоприятные условия, убирая негативные факторы, которые мешают повышению эффективности образования наших детей. Фракция «Единая Россия» так и будет делать».
Система ЕГЭ имеет ряд существенных преимуществ, главным из которых является, уход от «региональной дискриминации» учеников, подчеркнула председатель Всероссийского педсобрания Валентина Иванова. Говоря о критике ЕГЭ в обществе, она отметила, что чаще всего родители школьников выступают не за отмену ЕГЭ, а за честное его проведение. Лидер ВПС также выступила с предложением развести ЕГЭ по времени, чтобы экзамены по разным дисциплинам не накладывались один на другой.
Первый замруководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев предложил обсудить вместе с вузовским сообществом, студенческими организациями возможность справедливого ежегодного перераспределения бюджетных. Он высказал мнение, что подобный подход позволит за счет бюджета учиться тем, «кто по итогам семестровых экзаменов является лучшим».
«Не исключаю, что такое перераспределение должно проводиться после завершения учебы на каждом курсе. И тогда не только баллы, набранные по результатам ЕГЭ, но и личные достижения в учебе в вузе станут фактором, влияющим учится ли студент за счет бюджета или за счет собственных средств», - добавил Булаев.
Кроме того, обсуждения профессиональным сообществом требует предложение выдавать аттестат всем по результатам итоговой аттестации в школе вне зависимости от результата ЕГЭ, отметил он.
Говоря о нарушениях в ходе проведения ЕГЭ, парламентарий заявил, что ответственность должны нести не только школьники, но и чиновники, ответственные за пункты сдачи экзаменов: «Мы сегодня наказали очень многих школьников за списывание. Хотел бы видеть список тех, кто позволил эти нарушения сделать. Мне кажется, отставки в регионах тех, кто отвечает за это, должны быть публичными, они должны быть обязательными. Почему школьники пострадали, а чиновник, который допустил это на пункте приема экзаменов в стороне?». Дисквалификация учителей в данном случае также правомерна, подчеркнул Булаев.
Глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов в свою очередь отметил, что ЕГЭ кратно увеличивает шансы ребят из разных регионов учиться в лучших вузах страны: «Если талантливый человек не попадает в первоклассный вуз, этот талант никогда не раскроется. Талант принадлежит не деревне, не городу и не поселку. Он принадлежит всему человечеству. ЕГЭ – это средство прорыва таланта туда, где этот талант выкуют».
С введением ЕГЭ уровень коррупционности в вузах сократился в разы. Система единого экзамена доказала свою состоятельность во многих странах Востока - Китай, Южная Корея, Япония, Сингапур, - которые на сегодняшний день являются лидерами во образовательных рейтингах, подчеркнул он. «Конечно, в этой системе есть недостатки, ЕГЭ не стимулирует учиться говорить - надо вводить устный компонент. ЕГЭ не стимулирует умение писать - давайте введем письменный компонент на экзаменах по русскому языку и литературе», - предложил Никонов.
Нарушения при проведении ЕГЭ, по мнению главы комитета, - также решаемая проблема: «Надо больше вариантов, надо вводить возможность сдавать он-лайн. Должны быть камеры, как на выборах и т.д.». Никонов также сообщил, что осенью Комитет планирует провести парламентские слушания на тему проработки мер по защите от мошенничества при проведении ЕГЭ на законодательном уровне.
«Безусловно, ЕГЭ является важным показателем качества образовательного процесса, но никак не единственным, - заявила вице-спикер Госдумы Людмила Швецова. - Для того, чтобы дать объективную оценку качества образовательного процесса, необходимо применять комплексные методы, выявляющие такие аспекты, как воспитывающий уклад детско-взрослой общности, сформированной в школе (без которого и школы, собственно-то и нет), творческая среда детской активности и многие другие». По словам вице-спикера Госдумы, «необходимо разработать многопараметровую комплексную оценку качества образовательного процесса и тогда ЕГЭ не будет нести такой тотальный характер, какой он несет для родителей, детей и педагогов сегодня».
Кроме того, необходимо решить проблему несоответствия заданий в рамках ЕГЭ новым образовательным стандартам, считает Швецова. В заключение она подчеркнула, что «принятое решение о необходимости составления портфолио разнообразных достижений детей, конечно, решает во многом эту проблему, однако еще предстоит разработать структуру такого портфолио, чтобы он не оказался собранием всего и вся».
Подводя итоги заседания, Сергей Нарышкин отметил, что сегодняшняя дискуссия еще раз доказала, что «потенциал ЕГЭ не исчерпан». «Ошибки есть. Они существенные, и их надо исправлять», - заявил он.