Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

«Открытая трибуна»: Недобросовестным чиновникам объявляем войну

12 апреля 2012, 15:54
В Москве состоялось заседание круглого стола «Открытая трибуна: Расходы чиновников – под контроль»

Борьба с коррупцией в России должна носить системный характер, и предложенный президентом РФ Дмитрием Медведевым пакет законопроектов о контроле над соответствием расходов чиновников их доходам станет важным шагом в этой работе. К такому выводу пришли участники круглого стола «Открытая трибуна: Расходы чиновников – под контроль», который состоялся в Москве в четверг, 12 апреля, передает ER.RU.

В ходе развернувшейся дискуссии политики и эксперты рассказали о своем видении решения проблемы и противодействия недобросовестным чиновникам. Замечания участников касались трех основных моментов: круга лиц, который будет подвергаться проверкам, перечня имущества и сумм, подлежащих обязательному декларированию, а также структуре, которая в перспективе могла бы взять на себя контролирующие функции.

В частности, в своем выступлении полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский предложил следующую схему, благодаря которой каждый чиновник должен будет готовиться к тотальной проверке его финансовой деятельности.

«Если мы хотим ввести контроль над расходами, то должна быть такая схема – компьютер выбирает 1% от госслужащих, и в отношении этих лиц, вне зависимости от совпадения их декларации о доходах и расходах, которые зарегистрированы в реестре недвижимости, осуществляется проверка. Таким образом, выясняется объем реальных полных расходов этих лиц», - считает полномочный представитель правительства РФ. Это превентивная мера, когда чиновник понимает, что его могут тотально проверить, пояснил Барщевский.

Кроме того, он напомним, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил разработать проект закона о лоббизме. «Без этого закона борьба с коррупцией в системе власти невозможна», - считает Барщевский.

«Контрактная система госзакупок – также очень серьезная мера. Однако, мне кажется недостаточным одно обстоятельство», - добавил полномочный представитель правительства РФ.

«Мне часто говорят, что контроль над расходами труден, потому что у нас не развита система кредитных карт. Но я уверен, что нужно идти на какие-то жертвы. Есть НДС -18%, и большая часть его перейдет на кредитные карты. Поэтому придумать вариант, когда кредитная карта будет выгода, очень просто», - продолжил он.

По мнению Барщевского, необходимо введение института спецпрокуроров, причем, это не обязательно должен быть прокурор или юрист. «Это общественное публичное лицо, которое выполняет свою функцию один раз в жизни, по одному делу. Тогда мы можем быть спокойны, что он свободен от ведомственного давления и корпоративной связи», - сказал Барщевский.

По его словам, нужно начать снижение коррупции с судебной системы. «С учетом того, что судьи - это спецсубъекты, оперативно-розыскную деятельность в отношении их никому передавать нельзя. Поэтому предлагаю создание федеральной службы судебной охраны – это должен быть орган, который защищает суд от административного, финансового давления, и будет следить за правильностью поведения судей», - считает эксперт.

Позицию «Единой России» в этом вопросе высказала председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. «Мы идем по пути, на котором должны шаг за шагом реализовывать адекватные и реалистичные меры. Но всегда возникает вопрос, достаточно ли этого? Сегодня каждому, в том числе и чиновнику, нужно научиться формировать свою налоговую историю. Закон (о расходах чиновников – ред.) продолжает последовательность этих адекватных действий», - отметила она.

Говоря о законопроекте о контроле за расходами чиновников, Яровая подчеркнула, что право инициировать проверки имеют, в частности, СМИ, общественные организации, правоохранительные органы. «Очевидно, что есть понятные и оцениваемые вещи – например, трехгодичный доход семьи. Информация о доходах предполагает также сведения о накоплениях, сделках», - сказала депутат.

«Все результаты проверок будут носить общественный характер, это четко указано в законе», - отметила она.

Яровая также напомнила, что накануне в отчете правительства премьер-министр РФ Владимир Путин предложил расширить круг субъектов, которые обязаны будут предоставлять информацию о своем финансовом положении. «Он (Путин – ред.) предлагает говорить о ректорах вузов, руководителях мед учреждений. То есть, круг лиц расширяется, это важно», - подчеркнула парламентарий.

Она также отметила, что закон предусматривает право чиновника в течение двух дней совершить объяснение о предоставленных сведениях. В случае, если в ходе проверки обнаружены несоответствия, предусмотрены следующие меры: обязательное увольнение, направление информации в правоохранительные органы, в суд.

«Является ли эта мера одновременно репрессивной и профилактической – да. Является ли она совершенной – наверное, нет. Потому, что идеальных, совершенных мер не существует. Должны ли мы это делать? Конечно же, мы должны этот механизм запустить. И расширить круг лиц, которые должны будут предоставлять информацию о доходах и расходах. Потому, что и «большая», и так называемая бытовая «малая» коррупция являются национальной угрозой», - заключила Яровая.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов высказался в поддержку наделения ФНС контролирующей функцией. «Федеральная налоговая служба, но в ней должна быть создана отдельная структура. ФНС вполне в состоянии реально контролировать определенный круг людей и уровень расходов», - считает политолог.

«Что касается круга лиц - их должно быть примерно 35 тысяч, - считает Орлов. - Это служащие «категории А» – министры, заместители, губернаторы. Буквально штучно определять этот список, но зато контролировать тотально все доходы, расходы».

Говоря о типе имущества, которое должно попадать под этот контроль, политолог предложил контролировать расходы на все движимое и недвижимое имущество и на любые приобретения свыше 2 млн рублей. «В этом случае контроль будет эффективным», - заключил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

С аналогичным предложением выступил профессор МГИМО Владимир Мединский. «Мое предложение будет касаться узкого круга чиновников «категории А», топ-менеджеров госкомпаний и руководства правоохранительных структур», - сказал он.

При этом эксперт предложил следующий метод работы: «Правило очень простое – если у вас есть собственность за рубежом, она должна быть продана. Если это акции российских кампаний – пожалуйста. Если дети учатся заграницей, они должны вернуться и продолжить обучение в РФ. По большому счету, даже отдыхать заграницей чиновникам «категории А» не очень здорово, не этично».

«Нельзя одновременно служить Отечеству и «мамоне». Ибо сказано, где сокровища ваши, там и сердце будет ваше», - сказал Мединский.

Со своей стороны первый заместитель генерального директора агентства ИТАР-ТАСС Михаил Гусман подчеркнул, что необходимо понимание расходов государственных чиновников. «Служение Отечеству подразумевает высокий уровень самоограничения», - сказал он, пояснив, что во время нахождения на службе чиновник должен сократить свои расходы, «носить просто пальто и костюм». «После этого он может возвращаться в свой бизнес. Иначе, мы не сможем показать обществу пример», - считает кинорежиссер.

Гусман также отметил, что уже существует зарубежный опыт такого рода законодательства о контроле над расходами и доходами чиновников. «Думаю, что разработчики нашего закона его учли», - сказал он.

Позицию бизнес-сообщества выразил председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. По его мнению, Россия должна объявить свою кампанию «Чистые руки», создать специальный орган по борьбе с коррупцией, который будет напрямую подчиняться президенту.

«Любое движение вперед – сначала контроль над доходами, теперь за расходами, - это правильно. Но этих мер категорически недостаточно. У нас в стране коррупция стала правилом жизни. Это механизм, институт на котором во многом основывается жизнь страны. Косметическими мерами здесь ситуацию не изменить. Были примеры мировой истории, и в странах, где коррупция не достигала таких размеров, там все равно принимались кардинальные меры», - отметил Титов.

По его мнению, России надо объявлять свою кампанию «Чистые руки», создавать специальный орган по борьбе с коррупцией. «Он должен напрямую подчиняться президенту, ни от кого не зависеть, у него должны быть особые права по привлечению к ответственности. Если мы этого не сделаем, то никогда коррупцию в стране победить будет нельзя», - считает он.

Титов добавил, что Россия – это большая страна, в которой насчитывается огромное количество чиновников, поэтому осуществить эту программу будет сложно физически. «Но мы предлагаем одновременно с программой, условно «Чистые руки», дать чиновникам возможность откупиться, задекларировать свои доходы. Это несправедливо, непопулярно, но без этого не обойтись. Тем не менее, это вполне можно сделать технически. И после это должны быть введены жесточайшие санкции против борьбы с коррупцией», - заключил Титов.

«Поправки (в законодательство – ред.) нужны, но нужно понять, что делать. Есть доходы чиновников, а есть расходы на чиновников. Но об этом почему-то не говорят. Давайте начнем с того, насколько обоснованы эти расходы. С этим надо серьезно, системно разбираться», - отметил, в свою очередь, предприниматель Олег Митволь.

«У меня основное предложение – давайте вводить уголовную ответственность за дачу ложных сведений и проводить соответствующие разбирательства», - добавил Митволь.

При этом директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская выразила мнение, что в России существует «многовековая традиция кормления». «Коррупция имеет столетнюю или тысячелетнюю историю у нас. Бизнесмены часто говорят, что нам коррупция удобна, гораздо проще заплатить. Причина в бюрократической логистике в том, как осуществляется проводка документов при получении всякого рода разрешений. От этой бюрократической логистики страдают абсолютно все, вне зависимости от уровня доходов – в поликлиниках, в ГАИ и т.д.», - подчеркнула эксперт.

По мнению Крыштановской, чтобы изменить многовековую традицию «кормления» нужно провести комплекс мер по монетизации льгот. «Это приведет к тому, что резкий рост доходов чиновников станет легальным. Для общества будет шоком узнать, сколько получает чиновник. Прежде чем проводить монетизацию, нужно провести работу по созданию имиджа чиновников, чтобы избежать нападок со стороны населения», - отметила эксперт, добавив, что она поддерживает закон о контроле над расходами чиновников.

«Это не первый, и не последний, но очень важный шаг», - заключила она.

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Починок также полагает, что необходима монетизация льгот чиновников. «Монетизировать все, что есть у чиновников - это реально, - считает сенатор. - Ввести полный контроль над всеми видами доходов и расходов. Например, фиксировать, с чем чиновник приходит на работу в систему».

Кроме того, по мнению Починка, недопустимы подарки чиновникам от любых аффелированных структур - такие подарки нужно передавать государству. «Это нормальная процедура. Мы видим музеи подарков, которые делали министрам и губернаторов. То же самое касается покупок яхт, походов в дорогие рестораны. Необходим категорический запрет иметь оффшорные счета. Когда мы отработаем эти формы и эти процедуры, все будет нормально», - отметил член Совета Федерации.

Подводя итоги дискуссии, заместитель председателя Госдумы РФ, модератор  Олег Морозов отметил, что было высказано «очень много интересных предложений, тема всех волнует, ни одна из наших трибун не изобиловала таким количеством перепалок».

«Я уже вижу, как этот формат («Открытой трибуны» - ред.) слышен. Те люди, которые принимают решения, очень часто принимают их, не слыша сигналов. Мы в прошлый раз обсуждали закон о выборах в Госдуме. Я получил огромное количество ответных сигналов. У нас главная задача – создать мощный информационный фон. Мы будем совершенствовать этот механизм», - отметил модератор.

Говоря о своем видении решения проблемы коррупции среди чиновников, Морозов, в частности, отметил: «Меня все больше посещает мысль, что какими-то разовыми, построенными в очередь законодательными действиями мы не сможем изменить систему в целом. Многие доходы и состояния были получены, когда никакого контроля не было. Мы должны эту страницу перевернуть. Мне представляется, что этот закон, конечно, нужно принимать. Но, увы, вряд ли мы сегодня что-то кардинально этим поменяем. Какие-то чиновники побегут с работы, какие-то зароют поглубже свои доходы. Но нам нужны системные меры. Нужна « война», в которой примет участие все общество».

Напомним, что о намерении внести в Госдуму специальный законопроект, посвященный декларированию определенными группами госслужащих доходов и расходов, Медведев заявил 6 февраля, в ходе встречи со своими сторонниками.

3 апреля в Госдуму был внесен пакет президентских законопроектов по контролю за соответствием расходов госчиновников их доходам. Всего в электронной базе данных нижней палаты парламента  зарегистрированы три законопроекта. Один из них вносит поправки в статью 10 конституционного закона «О правительстве РФ». Другой законопроект - базовый - направлен на контроль соответствия расходов чиновников их доходам, третий вносит изменения в отдельные законодательные акты в связи с будущим принятием базового законопроекта.

Как сообщал ER.RU, 30 марта президент России Дмитрий Медведев на встрече с руководством «Единой России» призывал обратить пристальное внимание на законопроект о контроле соответствия расходов чиновников их доходам с тем, чтобы он вышел из недр Госдумы проработанным и действенным, эффективным. Глава государства заявил, что законодательные инициативы должны быть обсуждены и приняты в достаточно короткий срок.

В настоящее время законопроект «О контроле за расходами» проходит общественную экспертизу. Для обсуждения документ размещен на ресурсе «Открытое правительство», созданном на сайте правительства РФ. Общественная экспертиза началась 14 марта и завершится 5 апреля.

Отметим, что это уже пятое по счету заседание общественного экспертного совета «Открытая трибуна». Первое заседание состоялось 26 января по инициативе «Единой России», когда политики и эксперты обменялись мнениями в рамках «Открытой трибуны: честные выборы», 9 февраля участники «Открытой трибуны» провели дискуссию «Открытая трибуна: новые партии - хаос или новые возможности?». Третье заседание прошло 16 февраля в формате «Открытой трибуны», когда участники заседания обсудили тему налога на роскошь. Предыдущее заседание «Открытой трибуны» на тему «Выборы депутатов в Государственную Думу: новая модель» состоялось  22 марта.

Общественная приемная