Органы опеки предлагают обязать вести видеофиксацию процедуры изъятия ребенка из семьи
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в среду, 11 ноября, одобрил к первому чтению законопроект о порядке изъятия ребенка при непосредственной угрозе его жизни. При этом ко второму чтению документ необходимо дополнить гарантиями защиты прав ребенка и родителей, заявил председатель комитета Павел Крашенинников («Единая Россия»). Речь идет, в том числе об обязательной видеофиксации процедуры изъятия детей.
«В частности, предлагается увеличить время рассмотрения судом вопроса об отобрании ребенка; предусмотреть участие в процессе адвоката, психолога, учет мнения ребенка», – цитирует «Интерфакс» парламентария.
Принятие этих изменений «обеспечит дополнительные гарантии защиты прав ребенка и его родителей при отобрании как в судебном порядке, так и в административном», сказал Павел Крашенинников, подчеркнув, что в целом законопроект «направлен на решение проблем, вызванных непрозрачностью существующего механизма отобрания детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью ребенка».
Парламентарий напомнил, что есть много примеров, когда существующий порядок изъятия детей приводит к трагедиям и вредит их интересам.
«Необходимо упорядочить этот процесс и исключить злоупотребления. Предлагаемый законопроект позволит обеспечить справедливость и повысить прозрачность и объективность при рассмотрении таких дел», – подчеркнул председатель думского комитета.
Он обратил внимание, что в соответствии с Семейным кодексом орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать детей у родителей или попечителей при угрозе его жизни и здоровью. Однако на практике такой порядок не гарантирует отсутствие злоупотреблений со стороны уполномоченных органов, а нередко «и вовсе граничит с произволом».
«В качестве оснований для изъятия детей органы опеки зачастую указывают нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой», – привел примеры Павел Крашенинников.
Он заметил, что весь процесс изъятия проходит сегодня без видеофиксации, без присутствия адвокатов, представителей общественности, медицинских специалистов. Законопроект передает вопрос отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда.
«Решать судьбу человека должен суд», – подчеркнул парламентарий.
В то же время, по его словам, в особых ситуациях, когда промедление может привести к гибели ребенка, в качестве меры немедленного реагирования предложено сохранить административный порядок изъятия. Предусматривается, что в такой ситуации орган опеки и попечительства при участии прокурора и сотрудника органов внутренних дел сможет произвести изъятие ребенка с составлением акта, где будут отражены все обстоятельства. Таким образом, эта процедура будет возможна только в случае чрезвычайных обстоятельств и станет коллегиальной.
Павел Крашенинников обратил внимание, что предлагаемые изменения – это не что-то принципиально новое, и подобный механизм существовал в советское время. «Это проверенная временем практика, от которой отказались после введения современной опеки», – сказал он.