Оплата труда бюджетников. Статья Андрея Исаева
23 сентября Госдума должна рассмотреть в первом чтении законопроект, касающийся оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Отмечу, что президент, правительство и «Единая Россия» всегда уделяли большое внимание повышению уровня зарплаты бюджетников.
Например, в этом году нами был принят закон, устанавливающий надбавку учителям за классное руководство. Также по инициативе Владимира Путина началась реализация программы «Земский учитель». В связи с пандемией президентом и правительством были приняты решения о дополнительных выплатах врачам и соцработникам, оказывающим помощь больным коронавирусом.
Однако, к сожалению, в бюджетной сфере до сих пор сохраняется ряд серьезных проблем, связанных с оплатой труда. В частности, из-за отсутствия единой системы окладов и разных подходов к начислению надбавок, выплат стимулирующего и компенсационного характера у работников одинаковой специальности и квалификации заработная плата может отличаться в разы. Причем такая разница существует не только между различными субъектами Федерации, но и между бюджетными учреждениями одного региона.
Данная проблема подробно обсуждалась 10 августа на совещании, организованном «Единой Россией». В ходе дискуссии было предложено несколько системных решений.
Прежде всего, на наш взгляд, надо увеличить долю окладов бюджетников в структуре их заработной платы. Оклады должны составлять не менее 70% от зарплаты, а дополнительные выплаты и надбавки – не более 30%. При этом нужно составить единый перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Также должен быть установлен предельный уровень соотношения размеров среднемесячной зарплаты между руководителями бюджетных учреждений и их работниками. Это решение будет способствовать восстановлению справедливости и снятию напряженности во многих организациях.
Наконец, мы считаем, что средняя заработная плата бюджетников в расчете на одну ставку не может быть ниже целевого показателя, установленного майским указом президента. Не должно быть ситуаций, когда людям начисляют полагающуюся по указу зарплату, только если они работают на полторы или две ставки, ведут факультативы, берут дополнительные дежурства.
Рассматриваемый сейчас Госдумой законопроект о внесении изменений в 144 статью Трудового кодекса, которая определяет систему оплаты труда бюджетников, – значимый шаг в реализации наших предложений. Законопроектом предусматривается наделение правительства правом устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда в бюджетной сфере, благодаря чему должна быть создана единая и понятная для всех система окладов и стимулирующих выплат.
Летом мы детально обсуждали этот документ с регионами и с профсоюзами работников здравоохранения, образования, науки и культуры. Профсоюзы выразили опасения о том, что наделение правительства не обязанностью, а только правом может привести к тому, что это право останется нереализованным или же подзаконные акты будут приняты не во всех отраслях.
Учитывая данные опасения, при принятии законопроекта в первом чтении мы решили внести поправку в проект постановления Госдумы, в соответствии с которой думскому Комитету по труду, социальной политике и делам ветеранов будет поручено сформировать рабочую группу с участием представителей правительства и профсоюзов для доработки документа. Кроме того, правительству будет рекомендовано представить уже ко второму чтению подробную информацию о тех подзаконных актах, которые предполагается издать после вступления этого закона в силу.