Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

В.Федоров: Стране нужна энергия общества

31 октября 2011, 15:45
Партийные рейтинги и антирейтинги: результаты последних опросов. Что ждет от выборов российский электорат? Что влияет на популярность партий? Насколько выросла политическая активность интернета? Какие задачи будет решать большое правительство? На эти и другие вопросы в ходе он-лайн интервью ответил Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ.

- Валерий, какие факторы влияют на рейтинг  партий в последнее время?

- В сентябре-октябре выросли рейтинги как  «Единой России», так и оппозиционных партий. Главные причины этого – информационные: в стране началась предвыборная кампания, избиратели слышат о партиях чаще, чем раньше, те, кто не имел устойчивых симпатий, постепенно определяются. Таким образом, в наших опросах снижается доля затруднившихся ответить, а число сторонников всех основных партий постепенно растет. Что касается «ЕР», то здесь была и особая причина роста рейтинга – XIIсъезд партии, принятые на нем решения и их активное освещение в СМИ.

- Как на ваш взгляд, приток новых людей и участие ОНФ в праймериз повлияли на «Единую Россию»?

- Думаю, праймериз решили две политических задачи. Во-первых, «взбодрили» партию в регионах и привели целый ряд новых людей политику, нанеся удар по застоявшимся и «забронзовевшим» региональным элитам. Во-вторых, позволили «ЕР» захватить лидерство в повестке дня, перейти из обороны в наступление, заставив оппонентов следовать за собой. Думаю, праймериз нужно продолжать, делать их традицией, тогда и интерес беспартийных граждан к ним повысится, и доверие возрастёт, а значит, усилится и роль самих праймериз в формировании кандидатских списков «Единой России».

- Помимо рейтингов, существуют и антирейтинги. Кто здесь в лидерах?

- Здесь лидер не меняется, это, как и прежде, ЛДПР.

- А как вы расцениваете возвращение Явлинского в большую политику?

- Явлинский не воспринимается россиянами как перспективный политик. Для абсолютного большинства,  он – человек из прошлого, политик вчерашнего дня. У него есть сторонники, но их – не более 2% от общего числа избирателей. Ожидать хороших результатов «Яблока» на этих выборах я бы не стал.

- Валерий, у вас есть объяснение, почему в России все время проваливается либеральная идея, ведь электорат у либералов есть и не такой уж и маленький?

- Действительно, немаленький, процентов 10-15, по разным оценкам. Думаю, проблема в том, что наши политики-либералы сами не верят в популярность либеральной идеи и пытаются её скрещивать с разными другими, иначе говоря, делать партию «хватай всех». Для них важнее пройти в Думу, чем защитить либеральную идею. Это касается, прежде всего «новых» либералов, пришедших в политику в этом году. Если говорить о «старых» либералах, то они ментально остались в 1990-х годах и воспринимаются избирателями как архаика, рудименты, примерно как Явлинский – «это мы уже проходили и повторяться не хотим». Нужны новые лидеры, но их пока нет.

- Треть россиян вообще не собирается идти на выборы. Что нужно, чтобы вывести народ из состояния «внутренней эмиграции»?

- Снижение явки на выборах – это не только российская, а общемировая тенденция. Модель представительной демократии во всем мире работает все хуже. Устаревает и институт политических партий в том виде, каким мы его знаем. Целая серия народных выступлений и на Востоке, и на Западе в последнее время идут мимо партий и депутатов. Это симптом неадекватности основных институтов демократии меняющейся структуре и культуре постиндустриального, информационного общества. Вместо борьбы за подъем явки я бы подумал, как обеспечить избирателю возможность участия в принятии государственных решений без прихода на избирательный участок. Речь идет, прежде всего, об «электронной демократии» и «открытом правительстве» (в российской версии – «большом правительстве»). Вот этим и нужно заниматься, а не искусственно нагонять избирателей на участки.

- Как вы считаете, не подавит ли «большое правительство» Народный фронт?

- Думаю, нет. Во-первых, «большого правительства» еще нет. Есть только комитет сторонников Дмитрия Медведева, который должен сформировать структуру и облик нового правительства. На это уйдет около полугода. И деятели ОНФ тоже могут принять в этом процессе активное участие. Во-вторых, Народный фронт вовлечен в политику на двух уровнях: думском (его члены стали кандидатами в депутаты с хорошими шансами пройти) и президентском (поскольку будущий глава государства является одновременно лидером ОНФ). Есть еще два фактора, работающих на ОНФ. Возможно, что по итогам выборов «Единую Россию» возглавит Медведев, как нынешний лидер ее кандидатского списка. В таком случае ОНФ будет удобной политической площадкой для Путина. Также, в списках кандидатов от ЕР на этих выборах почти треть – члены ОНФ. Думаю, они будут заинтересованы в том, чтобы фронт продолжил существование.

- Слияния этих структур тоже не будет?

- Думаю, что нет, это разные элементы одного большого процесса. Его суть – стремление приблизить институты нашей демократии к интересам общества, сделать власть более открытой, включить энергию общества в процессы управления страной, расширить каналы прямой и обратной связи между правительством и избирателями. Наше общество уже достаточно разное и сложное, так что одного-единственного рецепта решения этой проблемы быть не может. Нет его, кстати, и в странах «старой» демократии – на Западе, там тоже идет напряженный поиск новой модели управления.

 

Читать интервью полностью

Общественная приемная