Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Ольга Крыштановская: Кампания показала – нужно срочно поднимать уровень политической культуры

02 марта 2012, 12:30
Социолог подводит итоги избирательной кампании по выборам президента России\r\n\r\n

Одним их характерных «минусов» избирательной кампании 2012 года, по мнению директора Центра изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, стало большое количество нелицеприятной критики, агрессии и ругательств в адрес действующей власти. По мнению эксперта, это свидетельствует о низком уровне политической культуры в стране. Подводя итоги кампании в комментарии ER.RU в пятницу, 2 марта, Крыштановская, в частности, отметила:

- У меня остался неприятный осадок от того числа оскорблений в адрес власти, которые в этот раз перешли все рамки приличия. Люди подвергались просто потокам ругательств. Путин правильно сказал, что это показывает уровень нашей политической культуры. С помощью Интернета мы могли лицезреть эту «культуру». Если раньше это все высказывалось где-то на кухнях, было не так заметно, то сейчас это вылилось в блоги, социальные сети.

К сожалению, очень мало людей, которые говорят: «Да, это мой противник, я хочу его переубедить». Очень много тех, кто говорит: «Это – мой враг, я хочу его уничтожить». Это борьба на уничтожение политического противника. Но мы не войну ведем, мы конкурируем за того человека, который в итоге наберет больше процентов голосов. Это не война. Огнестрельное оружие здесь не нужно.

Митинговая активность также сказалась на ходе избирательной кампании. Переломный момент произошел, когда в противовес митингам на Болотной и на проспекте Сахарова более 100 тыс сторонников Путина собрались на Поклонной горе. Было видно, что людей достали  «наезды». Дело в том, что за Путина голосует очень много спокойных людей, которые хотят консервативного постепенного развития. Когда их уже достали выкрики оппозиции, и это переломило ситуацию. Стало четко прослеживаться разделение на два лагеря - противники Путина и его сторонники.  Стало видно, что это не игра в одни ворота, что далеко не все пошли за оппозицией.

Относительно кандидатов могу сказать следующее. К Путину давно предъявляли претензии, что у него, якобы, нет стратегии, что он – тактик и только реагирует. И вот появляются эти стратегические статьи. На самом деле, это очень серьезный материал. Великолепно поставлен «диагноз» обществу. Путин видит все проблемы, им предложено очень много конкретных решений. Это – большой плюс. Мы, наконец-то, не просто слышим, но и можем буквально с карандашом внимательно вникать в его программу  действий, и то, как он мыслит, что хочет сделать.

Минусом, на мой взгляд, стало то, что Путин не стал выходить на дебаты. Считаю, что никто из доверенных лиц не может выступить хоть на 5% так, как он бы мог выступить сам. Он мог бы «отбиваться» блестяще. Путин лучше всех кандидатов владеет цифрами. Здесь ему равных нет, он победил бы на этих дебатах. У него появилось бы больше яростных сторонников. Думаю, что ожесточенность, с которой его критикуют, помешала ему участвовать в дебатах.

Традиционно сильная кампания была у Жириновского. Он выкладывался по полной, ярко очень выступал. Что касается остальных – Зюганов и Миронов не предложили ничего нового и оригинального. Прохоров – новое лицо, но лично во мне он не задел никаких «струн», чтобы я увидела и подумала – да, это новый сильный лидер, отличный парень, у него отличные идеи. Никаких особо новых идей он не представил. Ну, симпатичный, молодой, но для меня его кампания кажется неудачной, слишком вялой и невыразительной.

Напомним, президентская избирательная кампания в России официально стартовала 26 ноября 2011 года. Выборы президента России состоятся 4 марта. В них принимают участие пять претендентов. Владимир Путин от «Единой России», Геннадий Зюганов от КПРФ, Владимир Жириновский от ЛДПР, Сергей Миронов от «Справедливой России» и самовыдвиженец Михаил  Прохоров.

 

Спикер
Крыштановская Ольга Викторовна
Крыштановская Ольга Викторовна
директор Центра изучения элит Института социологии РАН

Общественная приемная