Очередной этап либерализации тарифов ОСАГО: какие изменения ждут автомобилистов
Одобренный обеими палатами парламента закон, вносящий изменения в процедуру обязательного страхования автогражданской ответственности, расширяет возможности индивидуализации тарифов ОСАГО для автомобилистов. Итоговая цена полиса после вступления изменений в силу будет зависеть от большего количества факторов, в том числе соблюдения правил дорожного движения допускаемыми к управлению лицами. К каким изменениям готовиться автомобилистам, ER.RU рассказал координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
«Принятый закон, в частности, позволит страховщикам учитывать при определении тарифа ОСАГО (в пределах его минимальных и максимальных значений, установленных Центробанком) степень агрессивности вождения и соблюдения ПДД водителем. В случае допущения водителями грубых нарушений правил дорожного движения страховщик получит право использовать повышающий коэффициент при расчете тарифа ОСАГО», – пояснил парламентарий.
Согласно поправкам, в список грубых нарушений правил дорожного движения включен проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Страховщики смогут учитывать и другие моменты, влияющие, по их мнению, на опасность наступления страхового случая и возможный размер вреда.
В то же время Банк России определит перечень факторов, применение которых не допускается при формировании тарифов страхования. В полномочиях регулятора будет находиться и контроль за правильностью расчета страховщиками премий по договорам ОСАГО. Обновленная система тарификации должна стать экономическим стимулом для водителей не нарушать ПДД и оказать положительное воздействие на безопасность дорожного движения.
Важный момент: при формировании тарифа ОСАГО учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудниками ДПС лично, составленные в автоматическом режиме протоколы в «зачет» не пойдут. Такой подход позволит точно установить личность водителя и применять меры финансового воздействия именно в отношении нарушителя.
После того, как закон одобрили Госдума и Совет Федерации, его должен подписать Президент. «Поправки вступят в силу через 90 дней после их официального опубликования», – добавил Афонский.
Он рассчитывает, что принятие закона положительно скажется на тарифообразовании в сфере ОСАГО. По его словам, во Всероссийском союзе страховщиков уверены, что вступление в силу указанных изменений приведет «к установлению справедливого тарифа и поспособствует снижению аварийности на дорогах». «Поправки также расширят возможности для конкуренции за безаварийных водителей, а именно она является основным законом ценовых ориентиров», – сказал координатор партпроекта.
Закон, в соответствии с которым страховщики получат право устанавливать базовые ставки тарифов ОСАГО с учетом индивидуальных характеристик автомобилистов и соблюдения ими ПДД, был одобрен сенаторами 20 мая. До этого документ в трех чтениях приняла Госдума. Первый этап либерализации «автогражданки» прошел в начале 2019 года. Тогда тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз, введены дополнительные параметры для исчисления коэффициента «возраст-стаж», реформирована система «бонус-малус».