Об упрощённой системе налогообложения. Статья Андрея Исаева
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении пакет налоговых изменений, о которых я частично уже писал на страницах «Российской газеты». За него проголосовали все фракции единогласно.
Добавлю, что предлагаемые изменения затрагивают не только крупный и средний, но и малый бизнес, использующий упрощённую систему налогообложения. Такая система появилась в 2003 году. Она, во-первых, справедлива, нельзя требовать с малого бизнеса того, что требуют с крупного. Во-вторых, «упрощёнка» создает благоприятные условия для начала ведения своего дела.
Но есть и негативная сторона. Некоторые люди пытаются использовать упрощённую систему налогообложения, чтобы уходить от налогов и не платить обществу то, что должны. Фактически они занимаются дроблением, то есть создают много маленьких компаний, на которые распространяется «упрощёнка», и делают вид, что они независимы друг от друга.
Правительство предложило ряд мер для того, чтобы растущий бизнес переходил от упрощённой системы к общей системе налогообложения плавно, и чтобы минимизировать злоупотребления в виде дробления.
Прежде всего планируется увеличить сумму дохода, получая который предприятия могут применять «упрощёнку». Сейчас можно использовать упрощённую систему налогообложения, если годовой доход составляет не более 265 млн 800 тысяч рублей. Предлагается поднять этот порог до 450 млн рублей. Для сравнения: в Европе упрощённое налогообложение применяется только тогда, когда годовой доход составляет не более 8,5 млн рублей (это средний показатель по Евросоюзу, в некоторых странах данная сумма значительно ниже).
При этом Правительство предлагает всех малых и средних бизнесменов, использующих упрощённую систему налогообложения, поделить на две категории. Для тех, кто получает годовой доход менее 60 млн рублей, ничего не поменяется. По предварительным данным, сегодня это 96,8% предпринимателей, использующих «упрощёнку». Оставшиеся 3,2% - это те, кто получает доход более 60 млн рублей в год. Они платят 42% от общей суммы налога, собираемого по упрощённой системе. В основном это организации, работающие в сфере торговли, общественного питания, продажи недвижимости. Среди них практически нет производственных предприятий. Им предлагается начать платить НДС - наиболее легко администрируемый и собираемый налог. Причём они могут сами выбрать схему: или платить 20% с основных товаров и 10% с товаров социального назначения, и в этом случае им сохраняются все вычеты, или платить НДС в размере 5%, если доход до 250 млн рублей в год, и 7%, если доход от 250 млн рублей до 450 млн рублей в год, но без всяких вычетов.
Что произойдет с теми, кто вышел за пределы 450 млн рублей в год и использовал схему дробления? Им предлагается амнистия в том случае, если с нового года они будут жить честно и добровольно прекратят заниматься дроблением. Если за оставшиеся полгода они перестроятся и начнут платить положенный налог обществу, то им не будут выписывать штрафы или начислять пени за предыдущие годы, с них не будут взыскивать недоимку.
Наконец, Правительство предусмотрело для малого и среднего бизнеса, работающего в производственной сфере, в первую очередь, в обрабатывающем секторе, существенное снижение взносов во внебюджетные социальные фонды. Напомню, что в 2020 году общая ставка страховых взносов для них уже была снижена с 30% до 15% с зарплат выше МРОТ. Теперь предлагается уменьшить её до 7,6%. Это будет способствовать развитию малого бизнеса, легализации зарплат и накоплению пенсионных баллов у людей, за которых платят взносы.