О законах-спутниках к закону о занятости. Статья Андрея Исаева
Государственная Дума продолжает работу по осовремениванию трудового законодательства и законодательства о занятости.
На прошлой неделе группой депутатов и сенаторов от «Единой России» во главе со спикерами обеих палат парламента — Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко — были внесены поправки в Трудовой кодекс, после принятия которых мы решим сразу четыре задачи.
Во-первых, мы установим для работников-инвалидов ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней.
Во-вторых, мы закрепим в Трудовом кодексе основные направления борьбы с просроченной задолженностью по заработной плате. Например, в каждом регионе будут созданы межведомственные комиссии, в которые обязательно войдут представители сторон социального партнерства — органов исполнительной власти, профсоюзов, объединений работодателей. Эти комиссии будут вырабатывать меры для покрытия долгов по зарплате и для предотвращения их появления в будущем.
В-третьих, мы узаконим процедуру временной приостановки трудового договора у одного работодателя с оформлением нового договора у другого работодателя при наличии объективной необходимости: например, если у руководителя на прежнем месте работы возникли сложности и он хочет направить имеющихся сотрудников в иную организацию. Таким образом, возникает возможность предоставления персонала без частных агентств занятости.
В-четвертых, мы дадим право Роструду проверять выполнение работодателями обязательств по соглашениям. Сейчас такой контроль осуществляется только сторонами социального партнерства.
Обо всех этих изменениях мы договаривались с профсоюзами и объединениями работодателей в ходе работы над базовым законом о занятости населения в прошлом году.
Еще один важный документ, который в настоящее время мы активно обсуждаем с социальными партнерами, — законопроект о платформенной занятости, то есть о занятости людей, работающих на различных цифровых платформах: Яндекс, Озон, Вайлдберриз, Сбер и других.
Сегодня в России насчитывается около 7 миллионов платформенно занятых. Это в первую очередь таксисты, курьеры, программисты, а также представители других профессий и специальностей. Ожидается, что к концу 2025 года их численность вырастет до 10 миллионов. Причем по итогам прошлого года был зафиксирован рост доли платформенных занятых, для которых эта деятельность стала единственным источником заработка: с 45% до 79%. Данные цифры лишний раз свидетельствуют о том, что регулирование в этой сфере остро необходимо.
Мы начали заниматься соответствующей проблематикой больше года назад. Россия здесь во многом является пионером, потому что сейчас деятельность цифровых платформ в полном объеме не урегулирована нигде в мире.
Изначально мы планировали включить положения о платформенно занятых в базовый закон о занятости населения. Но после тщательного обсуждения было решено создать отдельный законодательный акт. Отмечу, что к написанию текста подключились наши коллеги из «Деловой России» и Ассоциации цифровых платформ. В результате совместной работы появился черновой вариант законопроекта.
Он, в частности, предполагает создание совета операторов цифровых платформ и предоставление права платформенно занятым объединяться в профсоюзы. Кроме того, планируется создать систему, поощряющую добровольное пенсионное и социальное страхование работников платформ, предусматриваются ограничения, связанные с нормированием и с обеспечением безопасности их труда.
Мы предполагаем, что до конца весенней сессии законопроект будет окончательно подготовлен и внесен в Госдуму.