О повышении роли среднего профессионального образования. Статья Андрея Исаева
На прошлой неделе в Государственной Думе состоялся «правительственный час» о повышении роли среднего профессионального образования (СПО) в кадровом обеспечении различных отраслей производства.
Эта тема чрезвычайно актуальна, поскольку сегодня дефицит рабочей силы превращается в один из самых серьёзных вызовов для нашей экономики. По прогнозам, к 2030 году потребность работодателей в кадрах может превысить предложение на 12 миллионов человек.
Что необходимо сделать для изменения сложившейся ситуации в части совершенствования системы СПО? Во время «правительственного часа» прозвучал целый ряд предложений по этому поводу.
Конечно, необходимо увеличивать финансирование системы среднего профобразования и повышать зарплаты педагогов колледжей. Также следует возродить систему начального профессионального образования, ликвидированную в 2013 году, проработать идею полного перехода на бесплатное получение первой рабочей специальности и упростить порядок приёма в колледжи: например, зачислять не по результатам ГИА, а по аттестату.
Кроме того, было предложено распространить программу «Земский учитель» на преподавателей организаций СПО, включить преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей в число участников конкурса «Учитель года», а конкурс «Мастер года» сделать более масштабным. Министерство труда и социальной защиты также выступило с инициативой перезагрузить, начиная со следующего года, конкурс профмастерства «Лучший по профессии».
Особенно остро сейчас стоит вопрос модернизации инфраструктуры СПО: почти 400 зданий находится в аварийном состоянии. Месяц назад «Единая Россия» передала министру просвещения список колледжей, нуждающихся в капитальном ремонте. И в ходе «правительственного часа» мы выразили готовность взять выполнение соответствующих работ на контроль так же, как ранее взяли на контроль капитальный ремонт школ.
Рассчитываем, что к восстановлению и приведению в порядок организаций СПО особенно активно будут подключаться субъекты Федерации, которые имеют профицит бюджета: если они будут направлять региональные средства на эти цели, то часть расходов будет компенсироваться им с федерального уровня при перераспределении дополнительного финансирования.
Ещё одно важное предложение - наделить Министерство просвещения полномочиями по оснащению образовательных организаций, ведь сегодня нет единого заказчика на разработку и производство учебной техники. Добавлю, что во многих регионах предприятия, которые оказывают финансовую помощь колледжам, оснащая их технологичным оборудованием под реальные производственные задачи, получают поддержку в виде инвестиционного налогового вычета. Нужно расширять эту практику для наращивания инвестиций со стороны предприятий и большего вовлечения работодателей в систему подготовки кадров, в формирование кадрового заказа.
Помимо этого, решено актуализировать перечень специальностей от 2000 года для их приведения в соответствие с современными требованиями рынка труда, сократить сроки подготовки новых экспресс-программ по самым востребованным для нашей страны профессиям, прежде всего, для предприятий оборонно-промышленного комплекса, восстановить научную базу факультета «индустриальная педагогика» в педагогических вузах, предусмотреть в отраслевых институтах право получать педагогические компетенции для второй специальности, расширить практику наставничества на предприятиях.
Уверен, что принятие всех этих мер будет способствовать снижению дефицита кадров в экономике, достижению технического суверенитета и технологического лидерства нашей страны.