Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Нужно ли переводить апартаменты в жилой фонд? За и против. Разъясняет Павел Федяев

18 декабря 2020, 11:48
Разумно было бы выделить эту категорию помещений в особый вид недвижимости, считает парламентарий

Апартаменты сегодня жильем по закону не являются, однако пользуются спросом. Цена на них ниже на 15-25%. Формально их относят к нежилой коммерческой недвижимости, рассказал в беседе с ER.RU заместитель председателя Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев («Единая Россия»).

 Апартаменты начали активно строить несколько лет назад по большей части в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Сейчас это почти половина возводимого жилья в Москве, миллионы квадратных метров, уточнил парламентарий.

При этом понятия «апартаменты» в законе нет, это маркетинговый ход продавцов. 

«Есть жилой фонд и нежилая недвижимость, то есть квартиры и все остальное – офисы, гаражи. Где-то между ними находятся апартаменты и лофты [чердачное или промышленное помещение, переоборудованное под жилье или мастерскую]. Огромная проблема людей, которые купили апартаменты, и у них это будет единственное жилье, в том, что они не смогут в них зарегистрироваться – в нежилых помещениях это запрещено законодательством», - рассказал Павел Федяев. 

Зампредседателя Госдумы по транспорту и строительству считает, что зачастую граждан при заключении договора долевого участия в строительстве (ДДУ) вводили в заблуждение. 

«Им говорили, что среди рисков при покупке такого жилья будут высокие коммунальные платежи и налоги. Но то, что в них нельзя будет регистрироваться, люди по факту узнали только потом. Поэтому эта проблема номер один. У нас сейчас по факту нежилая недвижимость называется апартаментами и продается чуть ли не как как квартиры», - отметил он.

Депутат добавил, что при строительстве такого жилья нет никаких требований к обеспечению их социальной инфраструктурой — детскими садами, школами, поликлиниками и так далее. То же касается и обеспечения транспортной доступности — требования соблюдают при строительстве обычных жилых домов. Кроме того, люди, живущие в апартаментах, могут не соблюдать закон о тишине и нормы, которые регулируют расстояние от проезжей части дорог до жилой застройки. 

«Если когда-то чиновники решат, что в десяти метрах от апартаментов будет проходить дорога, у людей не будет никаких прав этому воспрепятствовать. Такие факты уже есть», - констатировал Павел Федяев. 

Он уверен, что решать вопрос нужно обязательно. В конце ноября этого года в Совете Федерации в ходе парламентских слушаний дискуссию вызвала позиция Минстроя, предложившего амнистию существующим апартаментам (переводу их в жилой фонд) и прекращение их дальнейшего возведения.

«Возникает логичный вопрос: что мы будем запрещать? Строительство нежилой недвижимости? Это невозможно сделать. Мы хотим узаконить апартаменты? Если мы им дадим им такой же доступ к социальной инфраструктуре, как у обычного жилья, то нагрузка на «социалку» уже построенного жилья резко увеличится. К тому же те, кто строили нежилую недвижимость, в социальную инфраструктуру не вкладывались», - пояснил депутат.

Он рассказал, что на обсуждениях в Госдуме звучали предложения признать апартаменты жильем, чтобы невозможно было потом продавать нежилые помещения как апартаменты. И уже к это недвижимости установить определенные требования, например, по уровню инсоляции помещений и шума. 

«К примеру, часть социальной инфраструктуры при этом отсечь, не всем нужны радом садики и школы, а возможность прописки в апартаментах оставить», - сказал Павел Федяев.

Парламентарий уверен, что апартаментам «однозначно нужно присвоить статус», признать их жилым помещением и распространить на них определенные требования. 

«Таким образом, появятся три категории недвижимости: жилая – квартиры, жилая – апартаменты и нежилая. Тогда мы урегулируем этот вопрос, и если застройщики и инвесторы захотят строить апартаменты, у них будут понятные правила игры, понятная финансовая модель, они будут считать свои бизнес-проекты», - резюмировал Павел Федяев.

По его мнению, нужные поправки можно подготовить за полгода, однако изменения вступят в силу не ранее 2022 года.

Спикер
Федяев Павел Михайлович
Федяев Павел Михайлович
Первый заместитель председателя Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Общественная приемная