Нефрологии необходим реестр больных и современное обучение врачей, считает гл. нефролог РФ
Научно-практический семинар «Современные методы лечения хронической почечной недостаточности» с участием профессорского состава государственных медицинских институтов и врачей, работающих в детских диализных центрах, созданных по проекту Фонда «МЫ ВМЕСТЕ» проходит в четверг, 6 октября, в Москве.
Благодаря совместным усилиям политиков и врачей в России эффективно работают 50 диализных центров, заявил ER.RU главный нефролог Минздравсоцразвития РФ Евгений Шилов.
В частности, Шилов отметил:
"Специальность нефролога стала возрождаться только в последний год. Надо сказать спасибо политикам. Общественно-политический форум в Коломне, на котором был руководитель ЦИК Партии Андрей Воробьев, выступивший с представлением Фонда, стал началом. Без партийной поддержки наша деятельность была бы сложна. Профессиональное сообщество выражает серьезную благодарность партийным кругам за понимание. Власть взяла на себя решение острых социальных проблем, в частности, таким образом предприняты меры по предотвращению высокой смертности детей с почечной недостаточностью, а единственный путь спасти этих детей – создавать Центры. Получилось так, что и Фонд, и нефрология в России, практически ровесники.
Диализный центр - это не только диализные аппараты, это водоочистка, определенная инфраструктура, диагностические лаборатории. Благодаря Фонду в России появилось 50 таких центров "под ключ".
Отмечу, что раньше в России нефрология не звучала в плане Министерства здравоохранения как самостоятельная специальность. Она относилась к компетенции главного терапевта Минздрава. Но в последние годы, когда мы начали в общественно-политическом формате заявлять, что это отдельная проблема, которую терапевты сами по себе решить не могут, и, наконец-то, возникло понимание важности этой проблемы. Была учреждена должность главного внештатного специалиста, а без этой должности создавать службу, создавать нормативно-правовую базу невозможно. Год назад приказом я был назначен на эту должность.
Сегодня, говоря о модернизации системы здравоохранения в целом, и о реформе нашей службы, сама идеология этого кажется ясной, четкой, понятной. Но вопрос в том, как из идеи сделать реально работающий механизм. В основе работы любой службы, любой специальности: кардиологической, нефрологической и так далее – лежит целая сеть нормативных актов. Центром правовой базы нашей службы является так называемый порядок оказания помощи. Мы готовим этот документ уже в течение года. Он должен быть ясным, понятным и соответствовать законам РФ.
Департаменты Минздрава коррелируют эту работу. Похоже, что к 1 декабря этот порядок будет принят приказом министра. Это будет тот самый основной закон, по которому будет работать нефрологическая служба. Это элементы, структура, задача каждого уровня, его оснащенность. Мы сможем понять стандарты и протоколы. А стандарт – это стоимость лечения больного с какой-то проблемой. Поэтому мы сможем понять, сколько стоит специальность, обучение врача – для этого нужно знать, сколько проблем, количество больных. Без регистра количество больных мы узнать не сможем.
То, что сегодня делает Минздрав – это поиск жанра. Со времен Зурабова вместо 52 главных специалистов осталось 10. Нынешнее руководство Минздрава спешно расширяет список главных специалистов, лично я иду под номером 52. Идея работы Минздрава в плане формирования службы – правильная. Но большое расстояние от идеи до реализации. Это начинает не состыковываться с другими сферами деятельности, существующими нормативными актами, с тем, как работают департаменты здравоохранения в том или ином регионе.
Сложность в нефрологии связана с тем, что многие лечебные мероприятия, в том числе диализная помощь вышла из разряда так называемых высокотехнологичных. Высокотехнологичная помощь – это обязанность федерального уровня. Если бы диализ остался в этом списке, то был бы общий проект, общее финансирование, общие закупки. Думаю, что и проблем в регионах с диализной службой не было бы.
Эти проблемы ведут за собой следующие. Например, проблему с обучением и повышением квалификации. Это проблема, которая сейчас тоже стоит перед Минздравом. Одним из компонентов обсуждаемого закона «Об охране здоровья граждан» является подготовка специалистов. Специалисты в настоящее время готовятся на основании стандартов советского периода. Но развивается наука, технологии. Круг вопросов, который мы должны по стандарту донести до специалиста, очень отстает от того, что есть в реальности. Кафедры уже преподают тот объем информации, который считают нужным, но это надо узаконить.
Надо пересматривать программы, стандарты, подготовки по специальности нефрология. Соответственно, расширять раздел болезни почек у детей, чтобы взрослые нефрологи были более искушенными в этих вопросах. Потому что сегодня взрослый нефролог порой не может работать с ребенком, он не знает специфики. Мы должны готовить новый образовательный стандарт.
Следующий вопрос – о необходимом количестве специалистов. В регистре Центральной детской клинической больницы больных детей порядка 490 – тех, которые нуждаются в лечении гемодиализом. Сколько реально детей с болезнями почек – не знает никто. Потому что реально регистра ни детского, ни взрослого нет. Это задача профессионального сообщества.
Мало кафедр по обучению нефрологии. За последние три года Минздравсоцразвития выделил 39 бюджетных мест в ВУЗах на подготовку специалистов-нефрологов. Послевузовское образование не развито. На западе она на три четверти дистанционна, через Интернет. А у нас нет учебных порталов по нефрологии. Идеи Минздрава по развитию дополнительного дистанционного образования есть, но реализовать ее в силу малочисленности нашей профессии сложно.
В больницах сегодня понимание, что кардиолог, к примеру, важнее, чем нефролог. Идет перепрофилирование конечного фонда. Если в отделении нефрологии изначально было 20 коек, то в ряде учреждений пять или десять отбирают и отдают в другие отделения – такие факты существуют. Ставок нет, доктор должен работать терапевтом, кардиологом, перепрофилироваться.
При этом, потребность в нефрологах настолько велика в России, что нам их нужно в 4-5 раз больше, чем в США, где их достаточно много, только тогда нефрология в России сможет развиваться. Одна проблема ведет другую: неизвестно количество больных, неизвестна стоимость процедур, сколько нужно коек, сколько нужно врачей. Буквально только сейчас начинаем формировать статистическую базу, которая позволит поднять нефрологию на должный уровень. Тут задача сродни политической".