Федеральный сайт
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Граждане не должны ощущать на себе негативное влияние законов - Марданшин

03 августа 2015, 13:23
Формирование комфортной правовой среды. Получит ли законодательные рамки ремесленничество. ER.RU публикует интервью депутата Государственной Думы Рафаэля Марданшина, данное им порталу «Expert Online»

Вы являетесь координатором проекта партии «Единая Россия» «Комфортная правовая среда». Что это за проект?

Проект создан для корректирования российских федеральных и региональных законов. Мы стремимся к тому, чтобы наши граждане и предприниматели могли чувствовать себя комфортно и заниматься своим делом, не ощущая на себе негативное влияние законов.

Часто простые люди сталкиваются с какими-то неудобствами в жизни, которые чисто по-человечески логично было бы сделать, наверное, по-другому. И в какой-то степени они понимают, что нужно что-то менять, но не знают, как это сделать. Они могут поворчать, могут где-то покритиковать, когда уже сильно припрет, какие-то письма напишут в различные инстанции. Но на этом все.

Ну, а если совсем сложно - это приводит к митингам, возмущениям наших граждан. Чтобы этого избежать и оперативно реагировать на критику, и был создан партийный проект «Комфортная правовая среда». Наши граждане, общественные организации, предпринимательские структуры получили место, где можно обозначить свою проблему.

На кого, в первую очередь, ориентирован этот проект? Он ориентирован на обычных людей, на предпринимателей, на пенсионеров или на кого-то еще?

Первоначально мы, конечно, больше склонялись к работе с общественными организациями предпринимателей. Но по ходу развития партпроекта мы пришли к выводу, что направление его работы не должно быть таким узким. Постепенно к нам стали обращаться граждане по самым разным вопросам, причем не только предприниматели, но и простые граждане по своим бытовым проблемам. Поэтому сегодня задача партпроекта заключается в том, чтобы не только определить проблему, с которой к нам обратились, и понять, как она должна решаться: это могут быть какие-то поправки в законодательном плане или же необходимость органов исполнительной власти скорректировать свою работу. Если эта проблема связана с законодательной системой, то нужно понять, должна ли она решаться на федеральном уровне, на региональном или же местном. Исходя из этого, наши эксперты выдают свое заключение. В первую очередь, является ли проблема системной. После этого эксперты формируют пакет предложений: как необходимо действовать дальше, какую поправку и в какой закон необходимо внести.

А как эти процессы выглядят со стороны обычного человека? Например, у меня проблемы с моей управляющей компанией в жилом доме. Куда мне иди? Что делать?

Да, сейчас действительно много проблем в этом секторе. Например, в одном жилом многоквартирном доме одной группой жильцов избирается одна управляющая компания, а другой группой жильцов - вторая. Каждая из них борется за то, что именно она является «управляющей» и в итоге ни одна не может работать. Они судятся между собой, разжигают конфликты, а страдают обыкновенные граждане.

Вот я, обычный человек, столкнулся с этой проблемой. Куда мне идти?

У нас есть сайт.

Я оставил на сайте описание своей проблемы, что дальше?

После того, как мы получили описание проблемы, мы направляем эту информацию своим экспертам.

Вы взаимодействуете с рядом экспертов?

Да, экспертная группа. И они независимы друг от друга. Для нас это важно, так мы достигаем большей объективности. Эксперты выдают заключение, и бывает так, что большинство подтверждает, что такая проблема действительно существует, что ее нужно решать определенным образом. После мы выступаем с законодательной инициативой, продвигаем ее, обсуждаем, дорабатываем и вносим законопроект в Государственную Думу.

Еще один большой проект - ремесленничество. Что это за направление?

Этой темой мы занимаемся уже более двух лет. Законодательно термин «ремесленничество» никак не определен. Ремесленники в стране есть, их нужно поддерживать, но фактически, когда мы пытаемся разобраться, кто конкретно подпадает под это определение, становится очень сложно. Возникла дискуссия: одни считают, что необходим отдельный федеральный закон о поддержке ремесленной деятельности, другие, что для начала достаточно поправок в закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

По итогам обсуждения пришли к выводу, что для начала нужно внести поправки в закон о малом предпринимательстве. И мы такой проект закона совместно с ремесленниками подготовили. Мы хотим законодательно закрепить понятие «ремесленник» и виды деятельности, которые подпадают под ремесленную деятельность.

И что же такое ремесленная деятельность?

В нашем понимании ремесленная деятельность основана на ручном труде с применениями средств малой механизации. Грубо говоря, электрический гончарный круг – это ремесло, а  горшок, сделанный полностью автоматически – уже нет.

Тут есть разногласия между самими ремесленниками, между ремесленниками и предприятиями народных промыслов. Ремесленники – это одно, предприятия народных промыслов – это другое. Мы в данный момент говорим именно о ремесленниках, занятых ручным трудом без найма рабочей силы.

Мы провели несколько «круглых столов», региональных конференций. Большинство ремесленников и некоторые главы субъектов говорят о том, что закон необходим. Ремесленников в стране много, и их деятельность нужно узаконить, потому что определенная их часть вообще никак не зарегистрирована и находится «в тени». С одной стороны, они не платят налоги, с другой стороны, юридически не защищены. В любой момент к ним могут прийти правоохранительные органы и привлечь за незаконную предпринимательскую деятельность. Кроме того, находясь «в тени», они не могут претендовать на пенсию.

И что вы предлагаете?

Мы предлагаем ремесленникам работать по патенту для самозанятых. Максимально упростить им вход в бизнес. Ну и самое главное, максимально упростить всяческую отчетность, исключить бухгалтерскую документацию, чтобы они могли, подав одно уведомление, встать на учет. Регистрация должна проходить через единый орган - ремесленную палату.

Сейчас все ремесленные палаты по стране зарегистрированы в разных формах: одни - региональные аналоги бюджетных учреждений, другие - некоммерческие объединения, третьи - коммерческие. Ремесленные палаты должны стать отдельным видом некоммерческих организаций, которые будут выстраиваться в четкую структуру – Федеральную ремесленную палату. И она будет легитимно разговаривать на уровне правительства, ее будут слушать.

Получив новый статус, региональные ремесленные палаты смогут вести реестр ремесленников. Кроме того, ремесленная палата как представитель заявителя обращалась бы в налоговый орган, получала патент, вела перечень ремесленников, помогала им по многим другим вопросам.

В этом плане показателен пример Чехии. Там ремесленнику достаточно двадцати минут для того, чтобы встать на учет. Человек приходит даже не в администрацию, не в налоговую инспекцию, а в отдельный орган, который работает с микробизнесом, к которому и относятся ремесленники.  

В нашем законопроекте мы предлагаем ограничить срок поставки ремесленника на учет десятью календарными днями. Сейчас в России регистрация индивидуального предпринимателя занимает 7 дней. Но после этого надо вставать на учет в социальные фонды, идти в банк. Все это очень долго. Мы же предлагаем десять дней на все. За этот срок ремесленник получает на руки документ, позволяющий сразу начать работу. Стоимость этой услуги составила бы небольшую фиксированную сумму.

Я много встречался с ремесленниками, был на разных форумах, выставках. Знаю, что в основном ремеслом занимаются пожилые люди в домашних условиях. Они обеспечивают себя сами, в то время как этим должно заниматься государство. При этом, им очень сложно вести какую-либо отчетность, ходить по налоговым, регистрирующим органам, писать заявления. Все это очень непросто. Оптимальный вариант - придать определенный статус упомянутым выше ремесленным палатам, которые будут наделены полномочиями делать эту работу за своих подопечных.

Какую сумму будут платить ремесленники таким палатам?

Разную. Это остается на усмотрение региона или федеральной ремесленной палаты.

Правильно ли я понимаю, что эта плата будет символической?

Эта сумма нужна для финансовой поддержки ремесленных палат. Кроме того, часть средств должна идти на платежи в социальные и пенсионные фонды, чтобы у ремесленников была хоть какая-то минимальная пенсия и социальная защищенность.

То есть, вы хотите снять барьеры для легализации целой отрасли?

Да, мы хотим, чтобы целый класс предпринимателей спокойно работал, как это происходит во многих европейских странах. Это люди, производящие у себя в домашних условиях какие-то вещи и тут же их реализующие.

Кроме того, эта тема важна еще в одном аспекте -  развитие туризма, привлечение иностранцев. Чтобы они, приезжая в нашу страну, видели какую-то изюминку в каждом регионе России, в том числе произведения народных промыслов. Эти умения передаются из поколения в поколение. Где-то у нас производят хохлому, где-то – гжель. Это элементы национальной культуры и творчества. Это очень важно. 

Спикер
Марданшин Рафаэль Мирхатимович
Марданшин Рафаэль Мирхатимович
Член Президиума Центральной контрольной комиссии Партии, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры

Общественная приемная