Народный бюджет обеспечит инновационное развитие экономики России
Заседание круглого стола по обсуждению первоочередных мер господдержки инновационных разработок и модернизации производств, которые войдут в Народный бюджет на 2012-2014 годы, состоялось во вторник, 19 июля, с участием представителей профильных министерств и членов Общероссийского народного фронта, передает ER.RU.
Открывая заседание, первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов отметил, что государство, заявляя о намерении поддерживать инновационную составляющую экономики, будет ориентироваться, прежде всего, на результат. А схема «дайте денег, и у нас не будет проблем» уже не работает.
«Раньше мы всегда слышали: «Дайте нам денег напрямую из бюджета – это решит все наши проблемы». Сегодня от этого нужно уходить. Бюджет формируется по-другому. Схема «деньги в обмен на некую среду, которая будет хорошо себя чувствовать» уже не работает. Таким образом, и деньги потратим и людей не поддержим, - заявил Морозов. – Надо двигаться в новом направлении, выделяя гранты, учреждая социальные конкурсные программы, проводя микро финансирование».
Первый зампред Госдумы привел пример из личного опыта. Спрашивая замминистра финансов РФ Алексея Лаврова, планируется ли выделить большее финансирование инновационной составляющей в бюджете на 2012-2014 год, он получил ответ: «Будет результат от инновационных разработок – будет больше денег».
«Я хотел бы, чтобы мы все вместе работали именно в такой парадигме», - сказал Морозов.
Замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев, выступая на заседании, отметил, что новая волна технологического развития накроет развитые страны к 2015 году, и России, чтобы не только не пропустить ее, но и использовать для ускоренного экономического развития, уже сейчас необходимо принимать ряд кардинальных решений.
«По прогнозам экспертов, к 2015 году новая технологическая волна накроет все развитые страны. Процессы будут основываться на IT-, био- и нано- технологиях. На этих основах будет происходить технологическое перевооружение во всех областях экономики. Россия должна не остаться за пределами волны, а использовать ее, чтобы обеспечить ускоренное экономическое и технологическое развитие», - пояснил он.
По словам Фомичева, уже сформирован список конкретных ключевых отраслей, работу которых необходимо модернизировать в первую очередь.
«Конкурентное преимущество России в развитии экономики – это значительный человеческий потенциал. Однако, с позднего Советского союза складывались не очень позитивные тенденции в образовании школьном, вузовском, послевузовском. И если мы говорим о модернизации всех систем в контексте инновационной экономики, то систему образования нужно перенастраивать одной из первых», - сказал замминистра.
Фомичев предполагает, что инновационные компетенции должны быть предоставлены даже детям дошкольного возраста. «В детские сады необходимо транслировать инновационные компетенции, связанные с поиском информации, адаптацией к новым технологиям, умением постоянно учиться. Во взрослом возрасте эти навыки должны привести к способности повышать свою квалификацию, в том числе, самостоятельно менять траекторию образования, получая новые профессии, которые соответствуют новым технологическим тенденциям», - пояснил он.
В свою очередь, статс-секретарь – замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что «для системы образования и науки инновационная деятельность – не только некоторое применение, которое продиктовано эпохой, но и внутренний механизм, направленный на развитие образовательной деятельности. Все более становится понятно: чем более студенты вовлечены в разработку новых знаний, процесс становления новых технологий – тем более качественный процесс образования. В этом - логика развития образовательной системы».
Реморенко полагает, что, по примеру развитых западных стран, традиционные успешные научные школы должны получать особую государственную поддержку и протекционистское финансирование.
«На поддержку государственных университетов в Москве и Санкт-Петербурге в 2012 году в федеральный бюджет заложено 2,5 млрд рублей, - сказал замминистра образования и науки. – Эти ВУЗы уже инновационно-ориентированы. У нас есть крупные инвестиционные проекты в ряде регионов, и чтобы их кадрово поддерживать, необходимы университеты не просто со сложно организованной структурой, но которые умеют грамотно, планомерно, продуманно вести работу под инновационные проекты. К примеру, Сибирский университет разработал комплекс действий для поддержки программы по разработке полезных ископаемых».
Реморенко отметил, что также частью инновационной госполитики является поддержка не только крупных инвестиционных проектов, но и сильных школ на базе ВУЗов. К примеру, на поддержку малых инновационных предприятий на базе учебных заведений в федеральный бюджет на будущий год заложено 15 млрд рублей. По итогам 2010 года таких предприятий в стране образовано несколько сотен (тот же Сибирский университет на своей базе создал около 30 инновационных предприятий).
«Одна из форм деятельность таких предприятий – сотрудничество с крупными коммерческими компаниями, - рассказал замминистра образования и науки. – На сегодня в таком формате работают около 100 малых предприятий, они получают гранты от 50 до 100 млн рублей и вырабатывают продукцию по технологиям импортозамещения, то есть работают на безопасность отечественной экономики, а также разрабатывают технологии, не имеющие мировых аналогов. Если в будущем году эта программа будет реализована успешно, финансирование увеличится».
Кроме того, малые инновационные предприятия также работают и на коммерционализацию своей продукции: за два года им удалось увеличить свои бюджеты в четыре раза.
Продолжая выступление, замминистра Фомичев отметил, что вторая задача для государства – это стимулирование инновационной активности бизнеса. Сейчас у нас она в пять раз ниже, чем в развитых европейских странах, сказал Фомичев. «Мы не перегоняем даже страны Ближнего Востока. Бизнес должен быть заинтересован в ведении научной деятельности, обновлении кадров и систем, а не только парка автомобилей», - сказал он.
В свою очередь, первый вице-президент – исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Владимир Гутенев отметил, что необходимо разработать комплекс мер, направленных на повышение инновационной активности предприятий.
«Сейчас есть проблема: низкая инновационная восприимчивость. Инновации при производстве сейчас составляют 1,4 процента, что ниже показателей даже стран Восточной Европы. Кроме того, необходимо улучшать систему защиты интеллектуально собственности», - заявил Гутенев.
По его мнению, производителям при высокотехнологическом производстве не хватает государственной поддержки, соответственно, власти необходимо задуматься о том, чтобы изменить структуру своих расходов на инновации.
«Сегодня на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предприятия тратят лишь около 16 процентов от общего расхода на технологические инновации. Причем более 50 процентов этой цифры идут на машины и оборудование. И лишь 1 процент – на обновление программных систем. Нам необходимо приблизиться к мировому уровню: в развитых странах на исследование и разработки предприятия выделяют до 60 процентов расходов», - отметил Гутенев.
Третий приоритет для государственной власти, продолжил Фомичев, это инновационность самого государства. «Об инновационности государства мы не очень задумывались до этого времени. Есть бизнес-образование, и все привыкли, что государство осуществляет только регулирующие функции. Но государство, как заказчик услуг, которое покупает их на 5 трлн руб в год, является основным стимулирующим фактором инновационного развития», - отметил Фомичев.
В частности, он отметил, что приоритетную роль в плане внедрения новых технологий играет инновационность при оказании госуслуг в социальной сфере. «В развитых странах постоянно изобретаются и внедряются высокотехнологичные формы оказания таких услуг. России также необходимо сосредоточится на этом направлении и активнее разрабатывать такие формы как, например, электронное правительство», - сказал замминистра.
Фомичев отметил, что естественно, этими направлениями инновационная политика государства не исчерпывается. Их полный список войдет в Инновационную стратегию. Проект документа будет обсуждаться осенью в правительстве. Эксперты сосредоточатся, к примеру, на таких новых инновационных механизмах, как технологические платформы.
«Это направление, появившееся в последние три года, - рассказал Фомичев. - Тенологические платформы – это форма саомоорганизации бизнеса, образования и науки. Их представители сами собираются по определенным отраслевым приоритетам, формируют альянс и вырабатывают общие видения: какие исследования должны реализовываться. Государство аинтересовано, чтобы такие альянсы образовывались. На 2012 год утвержден список из 28 технологических платформ, которые государство будет поддерживать, в том числе в сфере нефте- и газодобычи и переработки, металлургии, добычи твердых полезных ископаемых».
Кроме того, Фомичев отметил, что частью господдержки инновационного развития в стране является поддержка инновационных регионов (в том числе стимулирование наращивания налогового потенциала) и кластеров, в том числе биотехнологий, ядерного, энергетического, космических исследований.
Как отметил замминистра финансов Лавров, в частности, средства на господдержку инвестиционной активности регионов в трехлетнем бюджете уже предусмотрены.
«В фонд поддержки регионов заложено 10 млрд рублей, - сообщил он. - Работать он будет по принципу грантов среди регионов, которые продемонстрируют лучшую динамику привлечения инвестиций в регион и, соответственно, увеличения налоговой базы. Методику утвердит правительство в рамках подготовки бюджета. Инновационной прямой здесь нет, это могут быть любые инвестиции и давать отдачу как минимум в виде прироста доходов».
Фомичев, кроме того, рассказал, что с 2012 года правительство России будет переходить на так называемый программный бюджет. Появится несколько специализированных госпрограмм, которые будут нацелены на поддержку инноваций и науки.
«Это программы всех министерств по высокотехнологичным отраслям экономики, - рассказал он. – Комплекс госпрограмм, которые увязывают в себе содержательные, административно-правовые мероприятия и финансирование, позволит финансово обеспечить реализацию инновационной политики».
Отметим, что круглый стол стал шестым заседанием по обсуждению трехлетнего федерального бюджета. Морозов напомнил, что все предложения и замечания, в том числе, от регионов, будут систематизированы и переданы в Минфин РФ. «Чтобы обработать их для внесения в Госдуму», - пояснил Морозов.
«Мы понимаем, что все предложения в рамках Народного бюджета участь невозможно. Но многие и важные обязательно будут учтены. Об этом общественность будет проинформирована через площадки Народного фронта», - заключил Морозов.